Ведение путевых листов на предприятии

Содержание
  1. Кто должен формлять путевой лист
  2. Зачем нужны путевые листы
  3. Что важно сделать для уменьшения налога?
  4. За что штрафуют автотранспортные компании?
  5. Где взять бланк путевого листа?
  6. Как разработать свои бланки путевых листов?
  7. Как изменилось оформление путевых листов с 2019 года?
  8. Путевой лист, виды путевых листов, обязательные реквизиты
  9. Для чего нужен путевой лист
  10. Путевые листы легковых автомобилей
  11. Путевые листы грузовых автомобилей
  12. Путевые листы пассажирского транспорта
  13. Путевые листы специальных автомобилей
  14. Путевые листы строительной техники
  15. Порядок заполнения путевого листа
  16. Обязательные реквизиты путевого листа
  17. Печать на путевом листе
  18. Списание расходов на ГСМ по путевым листам
  19. Новые изменения в путевых листах
  20. Новые правила оформления путевых листов – Дело
  21. Обязательные реквизиты
  22. Правила заполнения
  23. Отмена печати
  24. Новый бланк 2019 года
  25. Новое оформление путевых листов: приказ Минтранса 152, 2019 год
  26. Что такое путевой лист, для чего он нужен и кто обязан вести путевые листы?
  27. Какие бывают путевые листы?
  28. Кто обязан вести путевые листы?
  29. Какие организации могут проверить путевые листы и при каких обстоятельствах
  30. Как учитывать и хранить путевые листы
  31. Как составить путевой лист, к которому не будет претензий у проверяющих
  32. Кто должен вести путевые листы
  33. Обязательный список реквизитов
  34. Наименование и номер
  35. Срок действия путевого листа
  36. Сведения о собственнике
  37. Сведения о транспортном средстве
  38. Сведения о водителе
  39. Необязательные сведения
  40. Как заполняется путевой лист
  41. Где регистрируется путевой лист

Кто должен формлять путевой лист

Ведение путевых листов на предприятии

Путевые листы — документы, которые оформляют водители. В них указывается информация о поездке: название компании, транспортное средство, маршрут.

Зачем нужны путевые листы

Путевые листы оформляют по двум причинам:

  1. Автотранспортная компания оказывает услуги по перевозке пассажиров или грузов. По закону путевые листы оформляет каждый водитель при каждом рейсе. Заодно компания обосновывает затраты на топливо для поездки, амортизацию транспорта и зарплату водителям.
  2. Сотрудники компании или предприниматели используют личные автомобили для деловых поездок. Путевые листы подтверждают маршрут поездки и расходы на бензин. В результате компания уменьшает налог УСН «Доходы минус расходы» или налог на прибыль на ОСНО. За использование личного автомобиля не забывайте заплатить сотрудникам компенсацию.

В остальных случаях оформлять путевые листы необязательно.

Что важно сделать для уменьшения налога?

— Узнать о максимальных нормах расхода топлива, которые утверждает Минтранс.

— Определить нормы расхода топлива для своей компании. Утвердить приказом и зафиксировать в учётной политике ООО.

За что штрафуют автотранспортные компании?

Водители автотранспортных компаний обязаны иметь при себе путевой лист. Его предъявляют по требованию сотрудника ГИБДД. Если сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство, а документ отсутствует, компанию штрафуют на 500 рублей по 12.3 КоАП.

Оформляйте путевые листы, даже если:

— Транспорт — в аренде, а не в собственности.

— Компания применяет спецрежимы: УСН, ЕНВД, или патент.

— Водитель — самозанятый.

Путевой лист важно правильно заполнить. Для этого перед началом смены:

  1. Водитель обязан показаться врачу. Врач проверяет, что он здоровый, отдохнувший и трезвый, поэтому не опасен для других участников дорожного движения. Компании отправляют работников в медицинские центры или приглашают врача в таксопарк. В путевой лист ставят отметку о прохождении медосмотра.
  2. Нужно убедиться, что транспортное средство в порядке. Состояние транспорта имеет право проверять только человек с удостоверением по безопасности труда, которого назначили ответственным приказом руководителя. Он ставит в путевой лист отметку «о проведении предрейсового контроля».

За нарушения штрафуют по ст. 12.31.1 КоАП: водителя — на 3 000 ₽, ИП — на 5 000 ₽, ООО — на 30 000 ₽.

Где взять бланк путевого листа?

Воспользуйтесь готовыми бланками от Госкомстата — или разработайте свои.

Бланки Госкомстата:

— Форма № 3 — для легкового автотранспорта.

— Форма № 3 спец. — для спецтехники, например, автокрана, цементовоза и бетономешалки. Компания заполняет отрывные талоны. На их основании выставляет заказчикам счета.

— Форма № 4-с — для грузового автотранспорта при сдельной оплате.

— Форма № 4-п — для грузового автотранспорта при повременной оплате. В бланке указывают информацию по накладным. Отрывные талоны заполняет заказчик.

— Форма № 4 — для такси. Включает графу для указания данных таксометра.

— Форма № 6 — для автобуса на городских и пригородных маршрутах.

— Форма № 6 спец. — для автобуса, который выполняет заказы конкретной организации.

— Форма ЭСМ-2 — для работы строительной машины на автомобильном ходу при почасовой оплате труда.

Как разработать свои бланки путевых листов?

  1. Включите в бланк обязательные реквизиты: наименование и номер документа, период действия, владелец транспортного средства, информация о транспорте, сведения о водителе, данные о топливе, показания одометра и маршрут следования.
  2. Добавьте реквизиты, которые помогут контролировать водителей или рассчитывать зарплату.
  3. Утвердите бланк приказом. Если вы ООО — зафиксируйте в учётной политике.

Правила заполнения путевого листа

— Заполняйте все реквизиты, если используете форму Росстата.

— Нумеруйте по порядку с начала календарного года. После Нового года снова начинайте с единицы.

— Проставляйте отметки о медосмотрах. Медработник записывает, что водитель «прошёл предрейсовый медосмотр и допущен к выполнению трудовых обязанностей» или «прошёл послерейсовый медосмотр». Пишет своё ФИО и ставит подпись.

— Проставляйте отметки о прохождении осмотра транспорта. Отметку ставит сотрудник, которого руководитель назначил ответственным при помощи приказа.

— Заполняйте все пункты маршрута без исключения.

— Если одометр сломался, заполните акт о неисправности оборудования. Рассчитайте, сколько проехал водитель и сформируйте бухгалтерскую справку.

— Если водители пользуются транспортом посменно, оформляйте путевые листы на каждого. В путевом листе первого водителя укажите показания одометра при выезде. В путевом листе последнего водителя — показания одометра при его возврате.

Путевые листы регистрируют в специальном журнале. Воспользуйтесь формой Росстата или разработайте свою.

Как изменилось оформление путевых листов с 2019 года?

— Путёвой лист оформляют только на одну смену. Больше нельзя заполнять его сразу на срок до месяца. Единственное исключение — командировка. В этом случае документ оформляют на весь период и расписывают маршрут по датам. Приказ Минтранса № 467.

— В путевом листе указывают дату и время предрейсового технического осмотра транспорта. Приказ Минтранса № 152.

— В верхней части документа больше не обязательно ставить печать или штамп.

Источник: https://etoprostobuh.ru/uchet-gsm-v-kompaniyah/putevoy-list.html

Путевой лист, виды путевых листов, обязательные реквизиты

Ведение путевых листов на предприятии

Путевой лист является первичным документом, необходимым и часто используемым, обычными организациями и транспортными компаниями.

Путевой лист утвержден постановлением Госкомстата РФ № 78 от 28 ноября 1997 года “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте”. Существует несколько видов путевых листов в зависимости от видов транспортных средств.

Для чего нужен путевой лист

Путевой лист нужен для подтверждения расходов на ГСМ, в частности расходов на бензин, масло, топливо. Без оформления путевого листа запрещены перевозки пассажиров автобусами, маршрутками, трамваями, грузовыми автомобилями.

Путевые листы легковых автомобилей

  • Форма №3 – Путевой лист легкового автомобиля, такие путевые листы являются первичными документами по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Выписывается он в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на один день или смену. На более длительный срок выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток или смены.
  • Форма №ПЛ-1 – Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя, с помощью путевых листов предприниматель, предприятие могут подтверждать и списывать затраты на бензин. Следует учитывать, что унифицированные формы документов не являются обязательными к применению, и компания вправе самостоятельно разработать свои бланки первичных документов.

Путевые листы грузовых автомобилей

  • Форма №4-П – Путевой лист грузового автомобиля (повременная), применяется в случаях оплаты работы по повременному тарифу. Путевой лист остается в организации – владельце автотранспорта, отрывной талон передается Заказчику услуг.
  • Путевой лист грузового автомобиля служит основанием для учета работы транспортного средства в течение рабочего дня. Если при повременной оплате за работу автомобиля перевозятся товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество/масса перевезенного груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

  • Форма №4С – Путевой лист грузового автомобиля (сдельная), применяется при перевозке грузов при условии оплаты работы по сдельным расценкам.
  • Форма №ПГ -1 – Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя, позволяет возмещать расходы, связанные с возможными ремонтными работами транспортного средства, покупкой ГСМ.

Путевые листы пассажирского транспорта

  • Форма №6 – Путевой лист автобуса, первичный документ по учету работы автобуса, а также основание для начисления заработной платы водителю. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Данная форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.
  • Форма №6 спец. – Путевой лист автобуса необщего пользования – данная форма документа является основным первичным документом по учету работы автобусов необщего пользования по перевозке пассажиров. Форма №6 спец выписывается в одном экземпляре и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.
  • Фома №ПА-1 – Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя, заполняется как правило диспетчером или самим индивидуальным предпринимателем и позволяет возмещать расходы на горюче-смазочные материалы, также является подтверждение работы предпринимателя.
  • Форма №4 – Путевой лист легкового такси, выписывается в одном экземпляре и выдается водителю, на его основании водителю начисляется заработная плата.

Путевые листы специальных автомобилей

  • Форма №3 спец. – основной первичный документ учета работы специального автомобиля, является основанием для начисления заработной платы водителю. Отрывные талоны путевого листа заполняются компанией/организацией, которой принадлежит спецавтомобиль, на основании их выставляется счет заказчику.

Путевые листы строительной техники

  • Форма N ЭСМ-1 – Рапорт о работе башенного крана
  • Форма N ЭСМ-2 – Путевой лист строительной машины, применяется с 1 декабря 1997 года
  • Форма N ЭСМ-3 – Рапорт о работе строительной машины (механизма)
  • Форма N ЭСМ-4 – Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)
  • Форма N ЭСМ-5 – Карта учета работы строительной машины (механизма)
  • Форма N ЭСМ-6 – Журнал учета работы строительных машин (механизмов)
  • Форма N ЭСМ-7 – Справка для расчета за выполненные работы (услуги)
  • Путевой лист автокрана

Порядок заполнения путевого листа

Заполняется Путевой лист на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Оформляется он на один день или срок, до одного месяца.

Обязательные реквизиты путевого листа

  • Обязательными реквизитами являются номер, дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;
  • дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, если владелец – юридическое лицо – указывается наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, если собственник ИП – указывается фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона;
  • сведения о транспортном средстве, указывается тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства;
  • сведения о водителе, ФИО;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства, прицепа.
  • Подпись и ФИО контролера технического состояния машины.

Печать на путевом листе

Все путевые листы должны иметь дату выдачи, штамп и печать предприятия, которому принадлежат автомобили. Но, согласно Приказу Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17 с 26 февраля 2017 года в путевых листах можно не ставить печать или штамп.

Достаточно будет сведений о собственнике транспортного средства. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Владельцы транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Срок хранения путевых листов – не менее 5 лет.

Списание расходов на ГСМ по путевым листам

Списание расходов на бензин, топливо осуществляется строго в пределах нормативов. Если же компания решила списывать ГСМ согласно фактических расходов, то в любом случае должны быть утверждены нормы списания, указаны марки машин, также должны быть рассчитаны определенные лимиты.

Новые изменения в путевых листах

Минтрансом утверждены дополнительне обязательные реквизиты путевого листа. По его мнению, они помогут ГИБДД, и будут способствовать максимально быстрому поиску нарушителей.

В путевых листах обязательно указывались наименование организации, организационно-правовая форма, адрес местонахождения, в соответствии с учредительными документами.

Начиная с 15 декабря, дополнительно, в сведениях о собственнике или владельце транспортного средства обязательно следует указывать ОГРН. Если же владельцем является индивидуальный предприниматель, то в путевом листе указывается ОГРНИП ИП.

Также, к обязательным реквизитам теперь относится дата и время проведения предрейсового контроля. Но заполнение этих данных предусмотрено порядком заполнения путевого листа.

Основание: Приказ Минтранса России от 07.11.2017 N 476 , который вступил в силу 15 декабря 2017 года.

Штраф за отсутствие путевого листа

При отсутствии у водителя путевого листа – штраф 500 рублей, (КОАП 12.3 п.2).

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 рублей; на должностных лиц – 5000 рублей; на юридических лиц – 30000 рублей.

Возможно Вас заинтересует удаленное бухгалтерское сопровождение от нашей компании:

Источник: https://buhuchetprof.ru/news/novosti/putevoy-list-vidy-putevykh-listov-obyazatelnye-rekvizity/

Новые правила оформления путевых листов – Дело

Ведение путевых листов на предприятии

Путевые листы очень часто становятся объектами проверки не только со стороны налоговых органов, но и внутренних аудиторов.

Ведь на их основании бухгалтер производит списание затрат на поездки сотрудников компании, на топливо, ремонт и запасные части, а также начисляет заработную плату водителя и компенсационные выплаты, если сотрудник использует свой автомобиль в процессе работы.

При оформлении нужно помнить, что для легковых и грузовых автомобилей предусмотрены разные формы путевых листов. Они были утверждены Минтрансом России в Приказе №457. В 2019 году приказ претерпел очередные изменения.

Стоит отметить, что компании могут, но не обязаны использовать утвержденные формы документов. Об этом должно быть сказано в утвержденной учетной политике организации. Компаниям законодательство позволяет самостоятельно разрабатывать бланки.

Единственным условием при этом является наличие обязательной информации, а именно:

  • название документа;
  • порядковый номер;
  • информация о периоде, на который выписан путевой лист;
  • информация о владельце автомобиля;
  • данные автомобиля, т.е. его тип и модель, государственный номер;
  • информация о километраже на начало и конец рабочего дня;
  • дата и время, в которое автомобиль покинул парковку и в которое вернулся;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, контролирующего километраж автомобиля и время его работы;
  • сведения о водителе;
  • отметка врача об осмотре водителя;
  • отметка о том, что автомобиль перед началом работы прошел технический контроль, с указанием даты и времени проведения такой проверки;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, выпускающего автомобиль на выезд.

Обязательные реквизиты

О том, что механик должен контролировать техническое состояние автомобиля перед каждым рейсом, было указано Минтрансом России еще в 2014 году. Однако необходимого реквизита в путевом листе не было, что позволяло организациям безнаказанно игнорировать данное требование. Теперь же данный реквизит стал одним из обязательных.

Нужно указывать точную информацию о владельце ТС. Юридические лица теперь указывают ОГРН, ИП — ОГРИП. Печать и штамп в заголовочной части — больше не обязательные реквизиты.

Унифицированные бланки уже разработаны и утверждены. Компании же, которые их не используют, должны доработать свои документы на предмет соответствия новым требованиям.

Постоянные споры ведутся по поводу того, какие же компании должны соблюдать требования Минтранса – транспортные или же все организации, у которых есть автомобили. Мнение министерства однозначно. Его требования распространяются абсолютно на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, даже если автомобиль используется руководством только для управленческих нужд.

Если компания не соблюдает данное требование, то ей грозит административный штраф в сумме 30 000 руб., а также расходы на топливо могут быть исключены из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

Сотрудник, которому поручено проведение контроля над техническим состоянием автомобиля перед началом его работы,  должен иметь соответствующую аттестацию. Как правило, он является механиком или водителем. Если в компании нет такой должности, то поставить нужную отметку можно в сервисном центре, с которым придется заключить договор на обслуживание имеющегося автопарка.

Специальную подготовку может пройти, например, и сам индивидуальный предприниматель, если его деятельность связана с перевозками.

Если при проведении предрейсового контроля была обнаружена поломка, то отметку в путевом листе ставить не нужно, а автомобиль к выезду не допускается.

Правила заполнения

Читайте так же:   Образец требования-накладной по форме М-11

Кроме формы используемого путевого листа в учетной политике должно быть указано, каким образом производится присвоение номеров бланкам.

Связано это с тем, что законодательство требует вести учет выдачи путевок в специализированном журнале, где в течение года должна соблюдаться сквозная нумерация.

Однако, при наличии в компании нескольких типов транспортных средств допускается нумерация листов для легковых автомобилей обособленно от грузовых.

Период, на который выдается рассматриваемый бланк, зависит от деятельности компании. Если это транспортная компания, то она выдает его сроком на один рабочий день. Исключение составляют командировки. В этом случае путевой лист действует на весь период служебной поездки.

Для всех остальных фирм жестких ограничений нет. Они также могут оформлять документ каждый день, а могут оформить его на месяц. Причем календарный месяц – это максимальный срок, на который он выдается.

Механик или водитель, имеющий соответствующие полномочия, должен заверять дату и время выезда и возвращения, километраж на начало и конец рабочего дня своей подписью. Подпись обязательно должна иметь письменную расшифровку или штамп с данной информацией.

С 2019 года если на одной машине могут выезжать несколько сотрудников, то путевой лист выдается каждому водителю. В такой ситуации дата, время выезда и показания прибора, учитывающего пробег, вносятся в путевой лист водителя, который выезжает из гаража первым, а дата и время прибытия и километраж в конце рабочего дня – в путевой лист водителя, который вернул автомобиль на место парковки.

С 2019 года термин «постоянная стоянка» заменили на «парковка». Сведения о медицинском осмотре больше не заверяются штампом.

Сотрудники, которым выдаются путевые листы, должны быть осмотрены врачом до начала работы. Он должен заверить лист своей подписью. Послерейсовый осмотр предусмотрен только для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Данное требование на практике довольно часто нарушается, т.к. далеко не каждая компания может позволить себе иметь должность медицинского работника в штатном расписании. Однако отсутствие указанной отметки является серьезным нарушением. Чтобы избежать его, руководителю необходимо заключить договор на медицинское обслуживание со специализированной организацией.

Табличная часть путевого листа предназначена для внесения информации о маршруте сотрудника. Сюда вносятся данные о месте назначения, времени прибытия и выезда оттуда. Причем целесообразным представляется требование о том, чтобы заверяли эти данные ответственные лица.

Например, автомобиль торговой компании был направлен с партией груза для доставки ее в розничные магазины. В этом случае директора магазинов должны подписывать путевой лист при прибытии к ним машины. Эта мера является дополнительной функцией контроля, позволяющей проверять пробег, время работы, также она подтверждает производственный характер затрат, учитываемых по данному документу.

В путевом листе также указывается информация о движении топлива. На его основании производится списание ГСМ.

Данный участок бухгалтерского учета всегда являлся объектом пристального внимания со стороны различных проверяющих.

И довольно часто налоговые органы изымали путевые листы, а точнее затраты на топливо, из расчета налога на прибыль в связи с их некорректностью, что вело к штрафным санкциям и начислению пеней.

Как было указано выше, регистрация выданных путевых листов должна вестись в специализированном журнале. Обычно этот журнал составляется за календарный год, т.к. с нового года нумерация начинается заново. Храниться он должен, как и вся документация, в том числе путевые листы, в течение 5 лет.

Отмена печати

В текущем году действующими остаются Положения федерального законодательства, позволяющие юридическим лицам с организационно-правовой формой ООО и АО вообще не пользоваться печатью. Если руководство таких компаний принимает соответствующее решение, то оно должно быть зафиксировано в их уставе.

Таким образом, если в уставе организации указано, что компания не использует печать, то она не ставится ни на одном документе такой организации. Если же компания принимает решение об использовании печати, то ее необходимо ставить только на тех документах, на которых законодательство предусматривает данную обязанность.

Следовательно, Минтранс России, приняв в начале года изменения в Приказ №152, просто устранил существовавшие разногласия между его положениями и вышеприведенными нормами. В частности, корректировки коснулись п.

12 Приказа, из которого было исключено упоминание о штампе и печати организации, являющейся собственником автомобиля.

Считается, что данных, которые указываются в бланке путевого листа о компании, вполне достаточно для идентификации владельца.

Законами регулируется только минимальное количество информации, которая должна быть приведена в рассматриваемом бланке.

Поэтому компания может принять решение о том, что она ставит свою печать на путевом листе. Ошибкой это не будет. Только данное решение нужно зафиксировать в своей учетной политике.

И нужно помнить, налоговые инспекторы не вправе исключать расходы по таким путевым листам из налогооблагаемой базы.

Новый бланк 2019 года

Корректировки, которые были внесены в Приказ Минтранса России, потребовали изменения утвержденной формы путевого листа. Компании и индивидуальные предприниматели должны доработать бланки, чтобы они содержали все обязательные данные.

Так, необходимо предусмотреть место для заполнения сведений о техническом состоянии автомобиля перед работой и после нее, владельце ТС, ОГРН и ОГРИП. При этом отметка ставится с указанием даты и времени, а также с подписью ответственного сотрудника и ее расшифровкой.

Логичным с точки зрения наглядности и проверки корректности представляется внесение данных о техническом состоянии автомобиля в табличной форме. Пример такой таблицы представлен ниже.

Дата и время выездаДата и время прибытияСведения о техническом состоянии автомобиля
Дата и время осмотраТехническое состояние автомобиля, подпись и расшифровка подписи механика

Путевые листы должностные лица компании могут оформлять с помощью компьютера, а могут заполнять и от руки. Законодательство допускает оба варианта оформления. Основное требование – это наличие всех данных, которые перечислены в Порядке оформления путевых листов. В 2019 году путевые листы оформляют на день или срок, не больше одного месяца.

Если сотрудники фирмы используют свои автомобили в служебных целях, то компаниям рекомендуется оформлять путевые листы, иначе налоговые инспекторы при очередной проверке могут посчитать, что она не начислила на компенсации за использование личного транспортного средства сотрудника взносы на пенсионное обеспечение и социальное страхование.

В результате ей грозит не только доначисление указанных выплат, но и пеней, и штрафов.

В такой ситуации позиция проверяющих однозначна: отсутствие путевого листа говорит о том, что автомобиль не был использован для осуществления основной деятельности фирмы, а сотрудник получил заработную плату, которая, в свою очередь, должна облагаться взносами во внебюджетные фонды. В такой ситуации компании остается только обратиться в суд.

Анализ арбитражной практики показывает, что корректность путевого листа – это гарантия для фирмы отстоять свою позицию.

А вот небрежность в оформлении с большой долей вероятности приведет к удовлетворению требований налоговой инспекции или проверяющих со стороны внебюджетных фондов, ведь некорректно оформленный путевой лист считается неполноценным, а значит он не может подтвердить производственный характер поездки.

Такой документ изымается из учета, а затраты по нему восстанавливаются из налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к доначислению налога на прибыль, а в некоторых случаях – к отказу в вычете по налогу на добавленную стоимость.

Неполноценным может быть признан путевой лист, даже если в нем были указаны все необходимые реквизиты, но, например, не был указан маршрут движения. В такой ситуации позиции судей всех инстанций сходятся в том, что по такому путевому листу нельзя подтвердить корректность списания топлива, поэтому такие затраты не могут быть включены в расчет по налогу на прибыль.

Инструкция по заполнению путевого листа в 1С Бухгалтерия представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник:

Новое оформление путевых листов: приказ Минтранса 152, 2019 год

С 1 марта 2019 года начинает действовать новая редакция приказа Минтранса 152. Он регулирует порядок оформления путевых листов для компаний, которые используют транспорт. Новшества важно принять для работы, чтобы избежать претензий к расходам на ГСМ, входящему НДС по ним.

С 1 марта 2019 года изменились требования к путевым листам. Регулирует оформление путевых листов приказ 152, 2019 год начинается с поправок в этом документе. Минтранс утвердил изменения еще в декабре 2018 года, сейчас они только вступили в силу.

  Выполнять новые требования должны все компании, которые используют в своей работе транспорт. Учитывайте новшества при подтверждении расходов на горюче-смазочные материалы, запчасти и для вычета НДС по таким покупкам. Оформленные с нарушениями путевые листы лишат и расходов и вычетов.

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями 2019 года содержит не так много новшеств. Прежде всего, его нормы скорректированы в соответствии с Законом о безопасности дорожного движения и правилами дорожного движения. Понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» чиновники заменили на «парковку (парковочное место)». Другие изменения приведем в статье в порядке значимости.

Источник: https://okarb.ru/otchetnost/novye-pravila-oformleniya-putevyh-listov.html

Что такое путевой лист, для чего он нужен и кто обязан вести путевые листы?

Ведение путевых листов на предприятии

Путевой лист — документ, необходимый для учёта и контроля работы транспорта, а также водителя. Иными словами, это документ, подтверждающий, что транспорт передвигался, водитель работал, а ГСМ расходовались. Путевой лист может быть основным документом для расчётов за грузоперевозки.

Путевой лист нужен, чтобы организации или ИП могли учитывать расход топлива и затраты на него. На этом основании можно уменьшать налог на прибыль организаций.

Многие компании начисляют зарплаты водителю на основе путевого листа. Также он нужен для учёта работы подвижного состава.

Информация из путевого листа показывает данные не только о пройденном расстоянии, но и о том, кто и когда использовал транспорт.

Основные документы, регулирующие использование путевых листов:

  • Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Приказ Минтранса № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • КоАП РФ (прописано наказание за управление ТС без путевого листа).

Перевозить багаж и пассажиров без оформления путевого листа нельзя (п.2 ст.6 Устава). За это оштрафуют на 500 рублей по ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Какие бывают путевые листы?

Ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78. В нём были даны формы путевых листов для различного вида транспорта, которые указаны ниже. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация. Эту информацию можно найти в приказе Минтранса № 152.

Если вы используете свои, «самодельные» путевые листы, то за основу можете взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Эту форму обязательно нужно утвердить в учётной политике организации.

С формами, которые были в постановлении № 78, возникает проблема. В этих формах используется слово «механик». Но нужно, чтобы было слово «Контролёр» и чтобы отметку ставил человек, на которого возложены обязанности контролёра.

Это может быть и сам контролёр, и механик, и ответственный за БДД.

Также необходимо, чтобы обязанности контролёра были на него возложены в уставленном порядке и он соответствовал бы требованиям к контролёру (согласно 287 приказу Минтранса).

Как этого избежать? Замените в форме слово «механик» на слово «контролёр». У Вас сразу станет наполовину меньше проблем.

В постановлении №78 были утверждены формы путевых листов для:

  • легкового автомобиля;
  • специального автомобиля;
  • легкового такси;
  • грузового автомобиля;
  • грузового автомобиля (другая форма). Две разные формы используются потому, что одна предназначена для перевозок грузов по сдельным расценкам, а другая – по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя;
  • автобуса;
  • автобуса необщего пользования.

Кто обязан вести путевые листы?

Согласно приказу Минтранса № 152 путевые листы «применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи».

Но на практике встаёт ряд вопросов, например: должны ли компании и ИП, которые используют транспорт только для себя (доставка сотрудников от остановки до работы, например), вести путевые листы? Или вести эти листы должны только компании, которые занимаются грузоперевозками и транспортировкой людей?

Ответ: в законе это прямо не сказано, но на практике выходит, что вести путевые листы лучше всем. Верховный Суд в определении от 1 сентября 2014 года № 302-КГ14-529 указал, что «компания, которая эксплуатирует авто для перевозки сотрудников и грузов… обязана… соблюдать порядок заполнения путевых листов».

Поэтому даже если вы используете транспорт только для себя, всё равно заполняйте путевые листы. Форма собственности не играет никакой роли: транспорт может быть в собственности, арендованным и т.д. — путевой лист всё равно нужен. И даже если сотрудник ездит на личном авто в интересах компании.

Какие организации могут проверить путевые листы и при каких обстоятельствах

ГИБДД и Транснадзор при проверках. Проверяют обеспечение безопасности дорожного движения.

ФНС, чтобы проверить, правильно ли компания учитывает затраты на бензин и уменьшает налог на прибыль. ФНС проверяет это в рамках выездных и камеральных проверок.

Трудовая инспекция, чтобы проверить, не нарушаются ли права работника.

Как учитывать и хранить путевые листы

Как правило, путевые листы оформляют диспетчер или бухгалтер (хотя в зависимости от штата эти обязанности может выполнять и контролёр). Обычно же контролёр лишь ставит отметку о проведении контроля технического состояния.

Организация или ИП должны вести журнала учета движения путевых листов.

Путевой лист относится к первичным документам, поэтому срок его хранения регламентируют:

  • Налоговый кодекс РФ, а именно подп. 5 п. 3 ст. 24 (не менее 4 лет);
  • закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно ст. 29. (не менее 5 лет);
  • приказ Минтранса РФ № 152, а именно п. 18 (не менее 5 лет).

Так что храните путевые листы 5 лет.

Источник: https://trs72.ru/chto-takoe-putevoy-list-dlya-chego-on-nuzhen-i-kto-obyazan-vesti-putevyie-listyi/

Как составить путевой лист, к которому не будет претензий у проверяющих

Ведение путевых листов на предприятии

Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов.

С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными. Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

Индивидуальные предприниматели до 2008 года применяли формы путевых листов, утвержденные приказом Минтранса от 30.06.2000 № 68 (например, форму № ПГ-1 для грузового автомобиля). В связи с изданием приказа Минтранса от 18.09.09 № 152 эти бланки были отменены.

Таким образом, сегодня организация или ИП вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом важно, чтобы такой документ содержал все обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса № 152.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Контур.Путевые листы»

Кто должен вести путевые листы

Согласно приказу Минтранса № 152, путевые листы применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Обязательный список реквизитов

Путевой лист (ПЛ) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Наименование и номер

В шапке путевого листа указывается тип транспортного средства, например «Путевой лист грузового автомобиля». Нумерация ведется в хронологическом порядке.

Она может быть сквозной на протяжении года или начинаться заново каждый месяц. Номер путевого листа может содержать буквенные и цифровые префиксы, символы-разделители и т.п.

 Важно, чтобы в каждом следующем документе значащая часть номера увеличивалась на единицу.

Срок действия путевого листа

В шапке путевого листа обязательно обозначается дата его действия. Если ПЛ оформляется на несколько дней, проставляются даты начала и окончания срока его использования. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Сведения о собственнике

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, нужно указать:

  • организационно-правовую форму в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 (утв. приказом Росстандарта от 16.10.12 № 505-ст, действует в редакции от 24.10.18);
  • полное наименование организации, приведенное в учредительных документах;
  • фактический адрес местонахождения;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации юрлица.

Если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель, нужно указать:

  • ФИО;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.

Узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов

Бесплатно узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов

Сведения о транспортном средстве

К ним относятся:

  • модель транспортного средства и модель прицепа (при наличии);
  • государственный регистрационный знак ТС и госзнак прицепа (при наличии);
  • дата и время выезда ТС с парковки и возвращения обратно, а также показания одометра (пробег в километрах) при выезде и возвращении. Эти сведения заверяются уполномоченными лицами, назначенными руководителем предприятия. ИП — владелец транспорта может сам удостоверить эти данные.
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС. Эти сведения также заверяются ответственными лицами.

Сведения о водителе

Они включают в себя:

  • ФИО;
  • даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Эти сведения заверяются подписями уполномоченных медицинских работников.

Также см.: «Минтранс разъяснил, как проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств».

Необязательные сведения

Обычно в путевых листах указывают следующую дополнительную информацию.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса.

Также для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки для целей налогового учета, целесообразно указать в путевом листе сведения о маршруте движения транспорта.

При этом недостаточно вписать адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние — нужна запись, подтверждающая факт использования ТС в производственных целях (наименование груза, сведения о заказчике и т.п.)

Отметим, что путевой лист — это не единственный документ, которым можно оправдать затраты на ГСМ. Также для этих целей допустимо использовать, например, акты списания и акты выполненных работ.

Обратите внимание: чиновники не всегда признают, что путевой лист априори является документом, подтверждающим расходы на топливо (письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Поэтому если ваша организация не является автотранспортным предприятием, желательно прописать в приказе по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять ПЛ во внимание.

Также см.:

«Практические советы по учету и списанию ГСМ»;

«Затраты на ГСМ: какую сумму можно учесть при расчете налога на прибыль?»;

«Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика».

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Интерес к путевым листам могут проявлять не только налоговики, но и контролеры из трудовой инспекции. Поэтому, помимо прочего, ПЛ должен подтверждать, что водитель (водители при посменной работе) во время рейса соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха.

Для этого в разделе «Маршрут движения» или в отдельном приложении к путевому листу нужно указать время и длительность стоянок. Эти показатели должны соответствовать нормативам по пересменкам и перерывам для приема пищи и отдыха. Такие нормы содержатся в приказе Минтранса от 20.08.04 № 15 (см. «Перевозчики должны пересмотреть режим труда и отдыха своих водителей»).

Соответствующие положения надо закрепить в коллективном договоре или соглашении, оформленном по правилам Трудового кодекса.

При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Также см.: «С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов».

Как заполняется путевой лист

Перечислим некоторые особенности составления путевых листов. Так, очевидно, что путевой лист оформляется перед выездом водителя на маршрут. Если этого документа не будет, ГИБДД выпишет штраф.

Отметки о предсменном техническом контроле ставятся вместо отметки о предрейсовом контроле в случае, когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу.

При посменной работе нескольких водителей на одном транспортном средстве путевые листы можно выписать на каждого из них. Но делать это необязательно, так как в одном ПЛ можно указать несколько водителей.

Если составляется несколько путевых листов, время выезда и показания одометра на выезде можно отметить в первом из них, а время возвращения и новое значение пробега — в последнем.

Также см.: «Надо ли оформлять отдельный путевой лист на каждый день: позиция Минтранса».

Лица, заверяющие данные в путевом листе, должны после подписи указывать свою фамилию и инициалы. Таким способом заверяются:

  • время выезда и возвращения транспортного средства и соответствующие показания одометра;
  • факт прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Где регистрируется путевой лист

Путевые листы регистрируются в специальном журнале. Ранее для этого следовало использовать форму № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), которая была утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78.

С 1 января 2013 года применять типовые формы первичных учетных документов необязательно. Поэтому сейчас организации и ИП вправе разработать собственные формы журнала регистрации путевых листов.

Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8.

Оформленные путевые листы подшиваются в папки и хранятся не менее пяти лет.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/experience/2020/5/15661

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: