Требования к экологическим аудиторам

Содержание
  1. Гост р исо 14010-98 руководящие указания по экологическому аудиту. основные…
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  4. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  5. 3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ
  6. 4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  7. Приложение а (справочное). библиография
  8. Как провести экологический аудит на предприятии
  9. Что такое экологический аудит?
  10. Каким бывает экологический аудит?
  11. Кто может проводить экологический аудит?
  12. Как провести экологический аудит на предприятии?
  13. Экологический аудит
  14. Цели экологического аудита
  15. Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит
  16. Виды экологического аудита
  17. Принципы проведения экологического аудита
  18. Экологический аудит. Проведение экологического аудита на предприятии
  19. Цели и задачи экологического аудита
  20. Виды экологического аудита предприятия
  21. Обязательный экологический аудит проводится:
  22. Добровольный экологический аудит проводится:
  23. Этапы проведения экоаудита
  24. Преимущества проведения аудита и консалтинга по экологии для владельцев предприятий
  25. Виды и принципы экологического аудита
  26. Объекты, цель и функции экологического аудита
  27. Процедура экологического аудита

Гост р исо 14010-98 руководящие указания по экологическому аудиту. основные…

Требования к экологическим аудиторам

ГОСТ Р ИСО 14010-98

Группа Т58

ОКС 13.020 ОКСТУ 0017

Дата введения 1999-04-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998г. N 378.

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14010-96 “Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы”.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ

Экологический аудит является важным средством проверки экологической эффективности и оказания помощи в ее повышении.

Настоящий стандарт служит руководством для организаций, аудиторов и их клиентов по основным принципам, общим для любого аудита.

В нем приведены определения экологического аудита и связанных с ним терминов, а также основные принципы экологического аудита.

Этот стандарт является одним из серии стандартов в области экологического аудита, куда входят также:

ГОСТ Р ИСО 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

В будущем могут быть подготовлены еще и другие стандарты этой серии.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт содержит основные принципы проведения экологического аудита, применимые ко всем типам такого аудита. Всякая деятельность, определяемая как экологический аудит в соответствии с данным стандартом, должна удовлетворять содержащимся в нем рекомендациям.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящему стандарту используются следующие определения.

Примечание – Термины и определения в области управления окружающей средой даны в ИСО 14050.

2.

1 Выводы по аудиту (audit conclusion) – профессиональное суждение или мнение, выражаемые аудитором об объекте аудита, основанное на рассуждении, которое аудитор применяет к результатам аудита.

2.

2 Критерии аудита (audit criteria) – политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита.

Примечание – Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования законодательных актов или регламентов.

2.

3 Аудиторские данные (audit evidence) – проверяемые информация, записи или заявления, касающиеся факта.

Примечания

1 Аудиторские данные, которые могут быть качественными или количественными, используются аудитором для определения соответствия критериям аудита.

2 Аудиторские данные обычно основываются на опросах, изучении документов, наблюдении за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений и испытаний или на других средствах в объеме аудита.

2.

4 Результаты аудита (audit findings) – результаты оценивания собранных аудиторских данных, сопоставленных с принятыми критериями аудита.

Примечание – Результаты аудита составляют основу аудиторского заключения.

2.

5 Аудиторская группа (audit team) – один или несколько аудиторов, назначенных проводить данный аудит; аудиторская группа может включать в себя технических экспертов и аудиторов-практикантов.

Примечание – Один из аудиторов в группе выполняет функцию ведущего аудитора.

2.

6 Проверяемая организация (auditee) – организация, подвергаемая аудиту.

2.

7 Аудитор в области экологии (аудитор-эколог) (environmental auditor) – лицо, квалифицированное для проведения экологических аудитов.

Примечание – Критерии квалификации аудиторов в области экологии даны в ГОСТ Р ИСО 14012.

2.

8 Клиент (client) – организация, заказывающая аудит.

Примечание – Клиент может быть проверяемой организацией или любой другой организацией, имеющей право заказать аудит согласно регламенту или контракту.

2.

9 Экологический аудит (environmental audit) – систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.

2.

10 Ведущий аудитор в области экологии (ведущий аудитор-эколог) (lead environmental auditor) – лицо, квалифицированное руководить аудитом в области экологии и выполнять его.

Примечание – Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии даны в ГОСТ Р ИСО 14012.

2.

11 Организация (organization) – компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные и неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.

Примечание – Взято в адаптированном виде из ГОСТ Р ИСО 14001.

2.

12 Объект аудита (subject matter) – определенная экологическая деятельность, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах.

2.

13 Технический эксперт (technical expert) – лицо, которое предоставляет аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу, но не участвует в работе группы как аудитор.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ

Экологический аудит должен быть направлен на четко определенный и документально оформленный объект. Сторона (или стороны), ответственная за этот объект, также должна быть четко идентифицирована и зарегистрирована документально.

Аудит следует проводить только тогда, когда после консультаций с клиентом ведущий аудитор сочтет, что:

– собрана достаточная и надлежащая информация об объекте аудита;

– имеются достаточные ресурсы, чтобы обеспечивать процесс аудита;

– имеет место адекватное сотрудничество со стороны проверяемой организации.

4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

4.1 Цели и объем

Аудит должен основываться на целях, поставленных клиентом. Объем аудита определяется ведущим аудитором при консультации с клиентом для достижения этих целей. Объем характеризуется глубиной и границами аудита.

4.2 Объективность, независимость и компетентность

Для того, чтобы обеспечить объективность процесса аудита, его результатов и любых выводов, члены аудиторской группы должны быть независимы от проверяемой ими деятельности. Они должны быть объективны, свободны от предубеждений, и их интересы не должны входить в противоречие во время проведения аудита.

Вопрос о привлечении внешних и внутренних членов аудиторской группы решается клиентом.

Член группы, выбранный от организации, не должен быть подотчетен лицам, непосредственно отвечающим за объект аудита.

Члены аудиторской группы должны обладать соответствующим сочетанием знаний, навыков и опыта, чтобы выполнить аудиторские обязанности.

4.3 Надлежащая профессиональная осторожность

При проведении экологического аудита аудиторы должны проявлять осторожность, старание, умение и суждение, которые ожидаются от любого аудитора в подобных обстоятельствах.

Отношения между членами аудиторской группы и клиентом должны быть конфиденциальными и разумными.

Если этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны разглашать информацию или документы, полученные в процессе аудита, либо окончательное аудиторское заключение никакой третьей стороне без полученного на то разрешения клиента и, где это уместно, разрешения организации.

Аудитор должен следовать процедурам обеспечения качества.

4.4 Систематические процедуры

Экологический аудит следует проводить в соответствии с основными принципами и руководящими указаниями, разработанными для соответствующего типа экологического аудита.

Примечание – Руководящие указания по проведению аудита системы управления окружающей средой даны, к примеру, в ГОСТ Р ИСО 14011.

В целях повышения стабильности и надежности экологический аудит следует проводить согласно документированным и четко определенным методологиям и систематическим процедурам, которые должны быть постоянными для любого типа экологического аудита.

Процедуры для одного типа экологического аудита отличаются от процедур для другого типа только там, где это существенно для конкретных характерных особенностей данного типа экологического аудита.

4.5 Критерии, данные и результаты аудита

Начальным и важным этапом экологического аудита должно быть определение критериев аудита. Эти критерии на соответствующем уровне детализации должны быть согласованы между ведущим аудитором и клиентом, а затем сообщены проверяемой организации.

Следует собрать, проанализировать, истолковать и зарегистрировать надлежащую информацию и использовать ее в качестве аудиторских данных в процессе изучения и оценки, с тем чтобы определить, удовлетворены ли критерии аудита.

Аудиторские данные должны быть такого качества и в таком количестве, чтобы компетентные аудиторы, работая независимо друг от друга, получили одинаковые аудиторские результаты при оценке одних и тех же аудиторских данных по одним и тем же критериям аудита.

4.6 Надежность результатов аудита и выводов по аудиту

Процесс проведения экологического аудита должен быть спланирован так, чтобы обеспечить клиента и аудитора желаемым уровнем доверия к надежности результатов аудита и любым выводам по аудиту.

Аудиторские данные, собранные в процессе экологического аудита, неизбежно будут представлять собой только выборочную информацию, имеющуюся в наличии, частично из-за того, что экологический аудит проводится в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами.

Поэтому здесь присутствует элемент неопределенности, присущий всем экологическим аудитам, и все пользователи результатов таких аудитов должны знать об этой неопределенности.

Аудитор в области экологии должен рассмотреть ограничения, связанные с аудиторскими данными, собранными во время аудита, и с признанием неопределенности в результатах аудита и всех выводах по аудиту, и учесть эти факторы при планировании и проведении аудита.

Аудитор в области экологии должен попытаться получить достаточные аудиторские данные, чтобы принять во внимание существенные отдельные результаты аудита и совокупность менее существенных результатов, причем и те и другие могут влиять на любые выводы по аудиту.

4.7 Аудиторское заключение

Результаты аудита и/или их резюме должны быть сообщены клиенту в письменном заключении. Проверяемая организация должна получить экземпляр аудиторского заключения, если только это специально не исключено клиентом.

Информация, связанная с аудитом, которая может быть включена в аудиторское заключение, приводится ниже, но не ограничивается этим:

а) идентификация проверяемой организации и клиента;

б) согласованные цели и объем аудита;

в) согласованные критерии, по которым проводился аудит;

г) период времени и дата(ы), когда проводился аудит;

д) идентификация членов аудиторской группы;

е) идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;

ж) заявление о конфиденциальном характере содержания;

з) перечень рассылки аудиторского заключения;

и) краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия;

к) выводы по аудиту.

Ведущий аудитор после консультации с клиентом должен определить, какие из этих пунктов вместе с дополнительными пунктами следует внести в заключение.

Примечание – Обычно за определение корректирующего действия, необходимого в ответ на результаты аудита, ответственность несет клиент или проверяемая организация.

Однако аудитор может дать свои рекомендации в том случае, когда это заранее согласовано с клиентом.

Приложение а (справочное). библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

1 ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

2 ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой.

3 ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

[4] ИСО 14050-97 Управление окружающей средой. Термины и определения
Текст документа сверен по:
официальное издание
Госстандарт России –
М.: ИПК Издательство стандартов, 1998

Источник: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14010-98

Как провести экологический аудит на предприятии

Требования к экологическим аудиторам

13 августа 2020

В Конституции РФ закреплена обязанность каждого гражданина, а значит и предприятия, бережно относиться к окружающей среде. Такое требование содержится не только в отечественном, но и международном законодательстве.

Основным инструментом, позволяющим оценить влияние предприятия на окружающую среду, является экологический аудит. В этой статье мы подробно расскажем о нем, его целях, разновидностях, особенностях и результатах.

Что такое экологический аудит?

Его определение содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому документу, экологический аудит предполагает независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения предприятием требований по защите окружающей среды.

У данной процедуры есть ряд особенностей, которые необходимо понимать:

  1. В отличие от государственных проверок, экологический аудит проводится добровольно. Инициатива может исходить от руководства компании или от третьих лиц, которым необходима информация об экологической ситуации на объекте.
  2. Критериями для аудита могут быть нормы российского или международного законодательства. В ряде случаев могут использоваться внутренние стандарты предприятия.

Проведение экоаудита позволяет компании решить несколько основных задач:

  1. Получить актуальные данные о состоянии экологии на объекте.
  2. Проверить соответствие производства российским и международным экологическим стандартам.
  3. Определить основные направления модернизации предприятия.
  4. Разработать и внедрить систему экологического контроля на объекте.

В перспективе аудит позволяет наладить профилактику чрезвычайных происшествий, предотвратить связанные с ними экономические потери и проблемы с законодательством. Проверка также может проводиться в процессе подготовки к

  • государственным экологическим экспертизам;
  • получению лицензий на некоторые виды деятельности (например, переработку отходов);
  • работе с иностранными компаниями, использующими экологические стандарты, отличные от российских.

Следует отметить, что проведение аудита в России — достаточно молодая практика. В связи с этим его часто путают с государственными проверками, стараются воспрепятствовать его проведению и активно оспаривают найденные недочеты.

Важно!

Следует понимать, что основная цель аудита — не наказание виновных, а поиск решений по минимизации экологических рисков и улучшению ситуации.

Каким бывает экологический аудит?

В зависимости от того, кто является заказчиком проверки, различают:

Обязательный аудит. Он проводится по инициативе государственных органов. Основная цель в данном случае — проверить, соблюдаются ли на предприятии экологические нормы. Процедура не предполагает начисления штрафов и обычно проводится как один из этапов лицензирования, приватизации или ликвидации предприятия.

Инициативный аудит. Он проводится по заказу руководства предприятия. Обычно это требуется перед внешними проверками, в ходе подготовки к модернизации. Аудит также требуется перед выходом на европейские рынки.

В зависимости от того, кто проводит проверку, различают:

Аудит первой стороны. Он проводится силами самого предприятия. Такая проверка дает возможность оценить соответствие производства современным экологическим стандартам, на ранних этапах выявить нарушения и разработать меры по их устранению. Для проведения процедуры необходимо наличие в штате компании специалиста с образованием в области экологии и смежных дисциплин.

Внешний аудит. Он проводится по инициативе стороны, заинтересованной в получении информации с привлечением ее специалистов. Обычно речь идет о проверке подразделений или филиалов со стороны администрации.

Аудит третьей стороны. Он проводится по внутренней или внешней инициативе и предполагает привлечение специализированной организации на договорной основе.

Важно!

Компания SRG-ECO предлагает услуги экологического аудита предприятий. Мы поможем оценить соответствие вашего производства действующим российским и международным стандартам.

Кто может проводить экологический аудит?

В самом определении исследования важно подчеркнуть следующие моменты:

  1. Экоаудит подразумевает комплексное исследование, то есть проверку всех возможных аспектов на соответствие федеральному и региональному законодательству, а также другим действующим нормам.
  2. После проведения исследования заказчику даются рекомендации по исправлению обнаруженных недостатков и/или профилактике их появления. Советы могут предполагать, например, установку более современного оборудования, изменение состава сырья или выбор других технологических процессов.

В законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны следующие требования при проведении аудита:

  1. Объективность. Это требование предполагает независимость аудиторов от заказчика исследования. Это значит, что проверку не могут проводить родственники сотрудников или учредителей компании. Важно и то, что гонорар экспертов также не должен зависеть от результатов аудита.
  2. Компетентность. Аудит могут проводить только специалисты, квалификация которых подтверждена сертификатами, документами об обучении и так далее. Если исследование выполняет компания, желательно, чтобы она являлась членом какой-либо аудиторской ассоциации.
  3. Конфиденциальность. Это требование предполагает, что аудиторам запрещено разглашать любую информацию, защищаемую законом. В случае необходимости заключается NDA – соглашение о неразглашении.

Важно!

Согласно закону, аудиторы несут ответственность за нарушения в ходе аудита, за предоставление заведомо ложной информации, за разглашение конфиденциальных данных и так далее.

С учетом всех этих факторов можно сделать следующие выводы:

  1. Внутренний аудит не может гарантировать полной объективности и независимости, так как выполняется силами сотрудников предприятия. Кроме того, штатный эксперт предприятия должен постоянно проходить программы повышения квалификации, иначе его возможности по подготовке рекомендаций будут ограничены.
  2. Те же недостатки относятся и к проведению исследования по инициативе второй стороны силами ее специалистов.
  3. Заказ аудита у специализированной компании, располагающей штатом сотрудников с необходимой квалификацией, представляется наиболее рациональным вариантом. В этом случае вам гарантирована объективность исследования и компетентность экспертов. При этом важно отметить, что проведение комплексного исследования возможно только при условии содействия управляющего состава предприятия.

Как провести экологический аудит на предприятии?

Весь процесс можно условно разделить на несколько стадий:

Этап 1 — подготовка. В первую очередь инициатору аудита необходимо определить основные цели исследования, составить список задач и принять решение о том, чьими силами будет проводиться исследование.

Если проверка будет внутренней и будет проходить без сторонних экспертов, заказчику необходимо утвердить состав группы специалистов.

Если же аудит проводится силами третьих лиц на основе договора, то инициатору следует выбрать исполнителя и согласовать перечень работ.

До начала исследования заказчик должен согласовать список объектов исследования и предоставить проектную документацию по ним. После этого необходимо выбрать сроки проведения аудита.

Этап 2 — исследование. Проведению аудита предшествует совещание между исполнителем и заказчиком. После этого экспертам предоставляют доступ ко всем оговоренным объектам. Далее проводится непосредственно проверка. Она включает в себя сбор сведений, ведение протоколов и подготовку свидетельств.

В ходе исследования специалисты изучают имеющуюся систему экологического контроля, оценивают действия ответственных сотрудников, проверяют планы и мероприятия по защите окружающей среды, фиксируют их результаты.

К другим объектам аудита относятся производственные и иные помещения, а также территория предприятия. В ходе проверки также изучается вся документация, относящаяся к защите окружающей среды. Эксперты изучают ее на предмет соответствия действующему законодательству.

По результатам исследования составляется заключение об экологическом аудите. Форма и содержание этого документа закреплены в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181.

Этап 3 — ознакомление с заключением. Оно должно проводиться в форме совещания. На нем заказчику сообщают о найденных проблемах, а затем стороны обсуждают пути их решения.

Этап 4 — подготовка и сдача отчета. Этот документ должен содержать:

  • данные о результатах проверки;
  • идентификация экологических рисков;
  • рекомендации экспертов по улучшению ситуации и минимизации рисков.

Важно!

Отчет о результатах аудита является официальным документом компании-заказчика. При этом он не может использоваться в качестве доказательства в суде за исключением случаев, когда исследование проводится по заказу государственных органов.

Источник: https://srg-eco.ru/article/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF/

Экологический аудит

Требования к экологическим аудиторам

Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.

В России это понятие впервые определено Федеральным законом 7-ФЗ, утвержденным в 2002 году. Но за рубежом экологический аудит развивается не одно десятилетие.

Без его проведения невозможно, например, пройти сертификацию по ISO 14000 и получить другие международные сертификаты.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений – и при сотрудничестве – с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Заказать экологический аудит 

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля.

Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Виды экологического аудита

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудитеКонтролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношенияЛесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов

Источник: https://ecopromcentr.ru/ecological-audit/

Экологический аудит. Проведение экологического аудита на предприятии

Требования к экологическим аудиторам

Экологический аудит – это независимая проверка, которая выполняется для выявления ошибок относительно соблюдения норм по охране окружающей среды при работе какого-либо предприятия.

Производится тщательное обследование, которое позволяет выявить существенные недостатки или ошибки, отрицательно влияющие на экологию окружающей среды по национальным и международным нормам.

Также при экологическом аудите составляется список рекомендаций и требований по улучшению работы предприятия относительно экологических норм. 

Цели и задачи экологического аудита

  • Провести полную и тщательную документированную проверку субъекта хозяйственной деятельности для определения возможных нарушений экологических норм в данном регионе.
  • Наладить работу предприятия на его территории и устранить возможные ошибки в соответствии с экологическими нормативами и стандартами.
  • Составить документ со списком необходимых мероприятий для устранения всех возможных нарушений.
  • Произвести анализ расходов природопользования.
  • Максимально снизить риск возможного загрязнения окружающей среды от работы компании.
  • Выявить стратегию и потребности для установления экологической политики предприятия.

В связи с быстроразвивающимися технологиями человечество часто пренебрежительно относится к ресурсам природы. Многие производства наносят серьезный ущерб экологии всей планеты.

В данном случае экологический аудит имеет одну глобальную цель, которая связана с обеспечением безопасности окружающей среды при работе различных предприятий и компаний. 

Виды экологического аудита предприятия

Существует два вида аудита по экологии – обязательный и добровольный. 

  • Обязательный аудит организовывается специально назначенными структурами на государственном уровне. Органы по природопользованию и защите окружающей среды проводят обязательную независимую экспертизу необходимого предприятия и его документов. Данная кампания реализуется в случае приватизации и банкротства юридических и гражданских лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а она в свою очередь экологически опасна для окружающей среды. Также экологический аудит проводится в обязательном порядке, если срок выданной лицензии этим лицам истекает. Если производство имеет отношение к выполнению требований защиты окружающей среды по международным нормам и соглашениям, это также является причиной для проведения аудита. Существует масса причин, по которым данное мероприятие является неизбежным, все они устанавливаются нормативными актами.
  • Добровольный экоаудит чаще всего проводится по решению руководства самого предприятия или по согласованию с ним. Часто в аудите заинтересованы третьи лица, которые намерены приобрести или финансировать предприятие.Э

Обязательный экологический аудит проводится:

  • при оформлении приватизации или банкротства предприятия;
  • для установления ставки и суммы выплат при экологическом страховании предприятия;
  • при оформлении кредита в государственных банках;
  • для оценки деятельности предприятия в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий;
  • при продлении действия лицензии, разрешающей осуществление экологически опасной деятельности;
  • для подтверждения выполнения международных обязательств в сфере природопользования, экологической безопасности и защиты окружающее среды.

Добровольный экологический аудит проводится:

  • при продаже предприятия;
  • при оформлении аренды;
  • при сдаче предприятия под залог;
  • при проведении перепланировки помещений предприятия и модернизации технологического процесса.

Этапы проведения экоаудита

Проведение данного мероприятия проводится в несколько заходов. Совокупность этих этапов направлена на получение максимально достоверной оценки соответствия соблюдения всех необходимых нормативов, установленных государственными и международными организациями по защите окружающей среды.

  1. Сбор и проверка документации предприятия, которые имеют отношение к природоохранной деятельности.
  2. Установка контакта с работниками предприятия и сбор общей информации.
  3. Проведения аудита «на месте». Анализ окружающей среды и выявление нарушений.
  4. Фиксация и документирование записей в течение проведения экоаудита.
  5. Подготовка и формирование вывода и отчета по совершенному аудиту.
  6. Составление списка рекомендаций и предложений по улучшению работы предприятия.
  7. Формирование заключения по совершенному аудиту.

Большая часть этапов направлена на оценку и исследование общей картины экологического влияния работы компании на окружающую среду. 

Преимущества проведения аудита и консалтинга по экологии для владельцев предприятий

 Руководства предприятий, которые планируют воспользоваться услугами проведения экологического аудита, смогут получить большое количество полезной информации. Она поможет разработать правильную политику компании в отношении защиты окружающей среды и экологической безопасности. Также те, кто провёл экологический аудит, смогут получить:

  • Всю необходимую достоверную информацию от независимых экспертов о работе предприятия, которая имеет экологическое влияние на окружающую среду.
  • Информацию о соблюдении всех необходимых норм и правил, относящихся к экологическим вопросам работы предприятия.
  • Конструктивный план по уменьшению негативного влияния от производственного учреждения на природу.
  • Ряд советов и рекомендаций, направленных на поиск компромиссных решений между предприятием и населением.
  • Все необходимые сертификаты качества по государственным и международным стандартам для последующей беспрепятственной работы.
  • Упрощенное получение кредита или финансирования для дальнейшего существования.

Помимо того, что экологический аудит в первую очередь помогает защищать окружающую среду, он также приносит массу положительных изменений, которые благотворно влияют на дальнейшую деятельность всего предприятия.

Неоспоримые плюсы и выгоды, которые приносит данное мероприятие, необходимы практически для каждого добросовестного предпринимателя.

Ряд нужных документов и разрешений можно получить только после проведения экоаудита, это делает его несомненно важной процедурой для создания налаженной работы любой организации.

Результатом проведенного экологического анализа является разработка плана мероприятий и технологических решений, вследствие проведения которых будут устранены выявленные экологические несоответствия и достигнуты требуемые экологические показатели.

Экологический аудит и консалтинг на предприятии сегодня является очень актуальной и востребованной услугой, особенно при работе с иностранными заказчиками и инвесторами, которые уделяют большое внимание вопросам экологии и решению проблем загрязнения окружающей среды. На российском рынке интерес к аудиту в сфере экологии также растет, и с каждым днем становится все более востребованным, особенно в свете вступления России в ВТО.

Подробная информация по всем экологическим услугам представлена в разделе Услуги.

*Все документы можно предоставить в отсканированном виде по электронной почте – info@megregiontest.ru

Стоимость услуг уточняйте у наших специалистов по телефонам:

Вся Россия (бесплатный) 8 (800) 100-14-73

Москва 8 (495) 646-83-71

Санкт-Петербург 8 (812) 600-06-07

Нижний Новгород 8 (831) 280-85-48

Екатеринбург 8 (343) 237-26-68

Самара 8 (846) 379-21-26

Ростов-на-Дону 8 (863) 303-30-26

Источник: https://xn--c1adabcoxniqrkc.xn--p1ai/event/ekoaudit

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита – помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита – это  предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.  

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.  

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskij-audit.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: