Налоговая проверка кассового аппарата

Содержание
  1. Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией
  2. Проверка применения ККМ 
  3. Проверка документов на ККТ 
  4. Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 
  5. Полномочия проверяющих при проверке ККМ 
  6. Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 
  7. Оформление результата проверки 
  8. Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 
  9. Что проверяет налоговая по ККТ?
  10.  Что будут проверять инспекторы?
  11. За что чаще всего штрафуют?
  12.  Если продавец применяет ККТ и правильно пробивает чеки, можно не волноваться о штрафах?
  13.  Как же избежать штрафов?
  14. Обязательные реквизиты кассовых чеков. Чеки от подотчетных лиц
  15. Новые реквизиты кассового чека, которые нужны при расчетах между двумя юридическими лицами или юрлицом и ИП.
  16. На что еще будут обращать внимание налоговики?
  17. Когда нужно применять ККТ? Зависит ли дата начала применения от способа оплаты?
  18. Удержание из зарплаты
  19. ККТ при работе с ЕНВД и ПСН
  20. Торгуете без онлайн-кассы? Как об этом узнает налоговая
  21. Покупатели на стороне налоговой   
  22. Фнс ищет нарушителей
  23. Как ФНС наказывает за отсутствие кассы и чека
  24. Можно ли избежать штрафа за неприменение ККТ
  25. Как ФНС проверяет онлайн-кассу
  26. Чек-лист: что проверяет налоговая?
  27. Требования ФНС к онлайн-кассе
  28. Права и обязанности сотрудника налоговой службы при инспекции
  29. Как застраховаться от санкций со стороны налоговой
  30. Ужесточение контроля за применением ККТ: штрафы в размере выручки и проверки любой жалобы
  31. Суть поправок в НК РФ, касающихся ККТ
  32. Оперативные проверки ККТ и мониторинг
  33. Ответственность и штрафы за нефиксацию расчетов с помощью ККТ
  34. Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс? — Оператор фискальных данных Первый ОФД
  35. 5 этапов проверки
  36. Проверка на объекте
  37. Полномочия предпринимателей

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией

Налоговая проверка кассового аппарата

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений. 

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ.

При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.

2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ 

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам. 

Обратите внимание! Срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 5 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Далее расскажем о последних двух процедурах более подробно. 

Проверка документов на ККТ 

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей. 

Перечень приведен в п. 34 Регламента.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов. 

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации. 

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ 

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности. 

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке. 

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.

В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении. 

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц. 

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц. 

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2019 году?».

*** 

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.

Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.

В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Источник: https://rusjurist.ru/kkt/kak_provoditsya_proverka_kkt_nalogovoj_inspekciej/

Что проверяет налоговая по ККТ?

Налоговая проверка кассового аппарата

Вопросы применения контрольно-кассовой техники регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003.

В нем сказано, что проверкой применения ККТ занимается исключительно налоговая инспекция, руководствуясь административным регламентом (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132Н).

Причем порядок процедуры не попадает ни под один закон, так что налоговые инспекторы могут наведываться без предупреждения хоть каждую неделю.

Полезно знать, что у налоговиков должно быть правильно оформленное поручение на проведение проверки. В противном случае их действия можно обжаловать.

 Что будут проверять инспекторы?

  • Пробивает ли продавец кассовые чеки, правильно ли они заполнены, все ли обязательные реквизиты указаны. Если есть безналичные поступления от физических лиц за товары, работы или услуги, инспектор сверит выписку по расчетному счету с суммами, которые прошли по контрольно-кассовому аппарату. О привлечении к административной ответственности сказано в ст. 14.5 КоАП.

Как правило, инспекторы приходят под видом покупателей. Отсутствие у вас чека является правонарушением, но есть нюансы, зная которые, продавец может отстоять свои права.

За что чаще всего штрафуют?

Неприменение ККТ — самая «доходная» статья бюджета. Раньше такой штраф составлял 30–40 тыс. рублей, теперь его размер зависит от того, на какую сумму не применена контрольно-кассовая техника.

Пример : клиент перечислил деньги за машину на расчетный счет автосалона, который не применяет ККТ. Если стоимость автомобиля 1 млн рублей, штраф составит от 750 тыс. до 1 млн рублей.

При повторном правонарушении должностных лиц ждет дисквалификация на срок до двух лет и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Если продавец применяет ККТ и правильно пробивает чеки, можно не волноваться о штрафах?

Недостаточно правильно пробивать чеки. В ч. 4 ст. 14.5 КоАП сказано, что к ответственности будут привлечены и организации, которые применяют не соответствующую требованиям или неверно зарегистрированную кассовую технику.

Штраф положен также за не предоставление информации в срок по запросу налоговой инспекции, не направление покупателю чека в электронном виде, невыдачу бумажного экземпляра чека.

 Как же избежать штрафов?

Внимательно изучите примечание к ст.14.5 КоАП и Письмо ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, в котором ведомство дает разъяснения, как освободить себя от штрафа за неприменение ККТ.

Обязательные реквизиты кассовых чеков. Чеки от подотчетных лиц

 Основной документ при работе с онлайн-кассой — чек. Это доказательство совершения сделки между продавцом и покупателем. Поэтому законодательство предъявляет столь серьезные требования к кассовой дисциплине. Что должно быть указано в кассовом чеке?

К обязательным реквизитам чека относятся адрес осуществления расчетов, наименования товаров, работ услуг, номер чека, дата и время, когда он выдан, система налогообложения, фамилия и должность лица, получающего деньги. Важно не забыть про QR-код. Если торгуете через интернет, укажите сайт.

На первый взгляд все кажется просто, но есть тонкости, которые важно знать, чтобы не допустить нарушения.

Например, если касса располагается в помещении, необходимо указать адрес, но не все знают, что помимо города и улицы должен быть еще и индекс.

Другой пример: продавец, пробивший чек с наименованием товара «Хлебобулочные изделия», при проверке будет оштрафован на 10 тыс. рублей.

Правильно указывать конкретный товар: «Плюшка Московская», «Хлеб Дарницкий» и пр. И таких нюансов много.

Новые реквизиты кассового чека, которые нужны при расчетах между двумя юридическими лицами или юрлицом и ИП.

С 1 июля 2019 года в чеке помимо перечисленных реквизитов при покупке за наличный расчет или с помощью карт представителями организаций должны быть указаны дополнительные реквизиты: наименование покупателя-клиента (юридического лица или ИП), ИНН, сведения о стране происхождения товара, сумма акциза, регистрационный номер таможенной декларации. Об этом говорит п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Эти реквизиты продавец обязан указать, если покупатель предъявил доверенность от имени юрлица при осуществлении расчетов.

На что еще будут обращать внимание налоговики?

Налоговая инспекция будет следить, чтобы во всех кассовых чеках был такой реквизит, как «Признак способа расчета».

В связи с этим важно различать «аванс», «предоплату», «частичный расчет и кредит», «передачу в кредит», «оплату кредита» и разбираться, в каком случае что указывать. Признаки расчета перечислены в Приказе ФНС от 21.03.

2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Также обращайте внимание на наличие в чеке НДС. Если вы не являетесь его плательщиком, но в системе произошел сбой и НДС пробивается, есть риск, что вас обяжут его уплатить.

Но основное изменение с 1 июля 2019 года — это отмена отсрочки по применению ККТ на зачет авансов.

Например, клиент вносит предоплату за товар, который будет доставлен через несколько дней. Продавец должен пробить чек дважды: сперва при получении предоплаты, а потом (через несколько дней) в момент отгрузки товара, когда и происходит зачет аванса, несмотря на то что деньги в кассу уже не поступают.

Если предоплата вносится за несколько месяцев вперед (например, абонемент в фитнес), то зачетные чеки придется пробивать ежемесячно — в день фактической реализации. Тем, кто оказывает услуги ЖКХ, связи, культурным и образовательным учреждениям на все суммы зачетов авансов можно пробивать один чек или в конце дня, или в течение другого периода, но не более месяца на всю сумму зачтенных авансов.

Главное, сформировать этот чек в течение пяти дней с окончания периода.

Когда нужно применять ККТ? Зависит ли дата начала применения от способа оплаты?

С 1 июля 2019 года необходимо пробивать кассовые чеки при поступлении платы от физического лица независимо от того, каким способом внесены деньги. Отсрочка на применение ККТ при оплате через отделения банка закончилась.

Если потребитель расплатился наличными, чек нужно пробить тут же. На безналичные расчеты, согласно ст. 1.

2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек пробивается не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления денег на расчетный счет.

Каждый день вам надо брать выписку из банка, где указаны поступления за предыдущий день, и отбивать чеки за эти суммы. За поступления в пятницу, субботу и воскресенье чек надо пробивать в понедельник.

Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ предусматривает применение онлайн-кассы, расположенной вне места проведения расчета. 

Законодатели разрешили применять онлайн-кассу, расположенную вне места проведения расчета, при разносной торговле, дистанционной продаже, выполнении удаленных работ или услуг — когда заказчик расплачивается на месте оказания услуг. Это актуально для сферы ЖКХ, транспортных перевозок и пр.

Удержание из зарплаты

Обратимся к Письму ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707.

Если вы удерживаете из зарплаты то, что связано с трудовой деятельностью, например стоимость трудовой книжки, оплату парковки, повышение стоимости ДМС, возмещение стоимости услуг связи или оплаты путевки членами профсоюзов, ККТ применять не надо.

Но если вы удерживаете часть заработной платы в погашение долга перед компанией за приобретенные товары, услуги, то обязаны применять ККТ. Запомните, что с 1 июля 2019 года работать с физическими лицами без ККТ нельзя!

Недостача, штрафы — это не товар, не работа и не услуга, поэтому чек пробивать не нужно. Аналогичная ситуация, если вы выплачиваете сотруднику зарплату или материальную помощь из кассы.

ККТ при работе с ЕНВД и ПСН

С 1 июля 2019 года для них обязательно применение контрольно-кассового аппарата вне зависимости от вида деятельности и выбранного спецрежима.

Подробно о том, кому не нужно применять ККТ, написано в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Так, для определенных видов деятельности ИП на патентной системе налогообложения ККТ может не применяться, если будет выдан документ, подтверждающий оплату. Виды деятельности поименованы в п. 2.1 ст. 2Закона № 54-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели без наемного персонала при реализации товаров собственного производства получили право до 1 июля 2021 года не использовать ККТ. Отсрочка утверждена Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ. Если же предприниматель заключает трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, он обязан в течение 30 календарных дней зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

Источник: https://etoprostobuh.ru/onlajn-kassy/kkt-3.html

Торгуете без онлайн-кассы? Как об этом узнает налоговая

Налоговая проверка кассового аппарата

Каким рискам подвергают себя предприниматели, которые до сих пор торгуют без кассы, и можно ли избежать санкций за неприменение ККТ?

Покупатели на стороне налоговой   

Одна из целей Закона № 54-ФЗ прописана прямо в его тексте — это защита интересов граждан, организаций, прав потребителей. У покупателей есть инструмент для охраны своих прав — это бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека в ФНС России» для iOS и Android, в Play Маркете его скачали уже 100 000 раз.

С помощью приложения потребитель может проверить, отправлен ли чек в ФНС, и сообщить в госорганы о нарушении. Проверить чек можно двумя способами:

  • вручную ввести дату и время покупки, тип операции, номер и сумму чека, номер ФН, фискальный признак документа;
  • отсканировать QR-код на чеке, и проверка произойдет автоматически.

Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что граждане проверили легальность уже 30 млн чеков, сфера потребления становится все более прозрачной в том числе благодаря гражданскому контролю. «Организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не обеспечит такой масштаб проверок», — цитирует Мишустина агентство «Интерфакс».

Эксперт сервиса Контур.ОФД Олеся Москалева подтверждает, что часть проверок налоговая проводит именно с подачи самих покупателей: «Со стороны налоговой стало больше проверок исполнения 54-ФЗ.

К нам как оператору фискальных данных приходят запросы такого типа: в связи с камеральной проверкой деклараций или контрольными мероприятиями в отношении налогоплательщика, в связи с административным расследованием, в связи с проведением контроля и надзора по сигналу о некорректности данных чека, поступившему через мобильное приложение ФНС России. Можно сделать вывод, что потребители тоже активно защищают свои интересы, и гражданский контроль действительно работает».

Фнс ищет нарушителей

Помимо гражданского контроля у налоговой есть другие способы следить за соблюдением 54-ФЗ:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;  
  • наблюдение за использованием ККТ, в том числе удаленно;
  • контрольные закупки;
  • проверка правильности учета денег при расчетах через ККТ.

На своем сайте ФНС регулярно публикует итоги кассовых проверок. Например, в семи из десяти рязанских кафе и ресторанов посетителям выдавали пречеки, а не кассовые чеки. Пречеки с суммой заказа печатает чековый принтер, который не является онлайн-кассой, таким образом, налоговая не получила достоверные сведения о расчетах и имеет право наказать нарушителей.

Также известны итоги 155 проверок в Башкортостане, и в 100% случаев выявилось, что компании-продавцы либо не выбивали кассовый чек, либо торговали без онлайн-кассы. ФНС подчеркнула, что большинство нарушений было обнаружено благодаря потребителям, которые проявили «сознательную гражданскую позицию» и сообщили о правонарушениях продавцов в налоговые органы.

ФНС интересуют не только кассы, но и наличие наемных сотрудников у ИП. Напомним, что предприниматели на ЕНВД и ПСН без работников на трудовом договоре могут не применять онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.

Чтобы получить отсрочку на год, ИП увольняют сотрудников или переводят их с трудового договора на гражданско-правовой. Налоговая уже начала выявлять такие случаи.

Например, в торговом центре Мурома четверых предпринимателей обязали правильно оформить отношения с работниками, а следовательно, начать применять онлайн-кассу согласно 54-ФЗ.

Как ФНС наказывает за отсутствие кассы и чека

За неприменение кассы минимальный размер штрафа для ИП составляет 10 000 руб., а для юрлица — 30 000 руб. Размер штрафа зависит от количества денег, которые нарушитель получил от клиента «мимо кассы». ИП придется выплатить от ¼ этой суммы, юрлицу — от ¾. При неоднократных нарушениях торговлю могут приостановить на срок до 90 суток (п. 2 и п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

За невыдачу кассового чека налоговая вынесет предупреждение или выпишет штраф: для ИП — 2000 руб., для юрлица — 10 000 руб. (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Всего в упомянутой статье административного кодекса перечислены санкции за 15 типов нарушений торговыми организациями, операторами фискальных данных, производителями ККТ.  

Можно ли избежать штрафа за неприменение ККТ

Если добровольно сообщить в ФНС, что не применили кассу, санкций можно избежать (примечание к ч. 15 ст. 14.5 КоАП РФ), но последнее слово всегда за налоговой. Условия «амнистии» следующие:

1. Вы устранили нарушение самостоятельно до того, как налоговая его обнаружила.

2. Эпизод относится к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • пункт 2 – о неприменении ККТ;
  • пункт 4 – об ошибках при использовании либо регистрации кассы;
  • пункт 6 – о ненаправлении покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности.

3. Нарушение нельзя назвать многократным.

4. Представленной в налоговую информации достаточно для фиксации факта нарушения.

Чтобы устранить нарушение, приобретите и подключите кассу. Далее сформируйте на кассе чек коррекции, в котором будут отражены все проведенные без кассы расчеты. Затем сообщите в налоговую о том, что создали такой чек.   

Если бизнесмен обязан был подключить кассу к 1 июля 2018 года и не сделал этого, он уже потерял право на налоговый вычет. Если продолжать работать без кассы, за руку может поймать не только ФНС, но и любой покупатель. Чем дольше предприниматель работает без кассы, тем выше становится сумма возможного штрафа, ведь он рассчитывается исходя из неучтенной в кассе выручки.

Подключите онлайн-кассу в комплекте с сервисом Контур.ОФД, кассовой программой и сервисом для учета товаров Контур.Маркет! При заказе комплекта вы получаете в подарок еще 3 месяца использования обоих сервисов.

Заказать комплект

Источник: https://kontur.ru/articles/5256

Как ФНС проверяет онлайн-кассу

Налоговая проверка кассового аппарата

Будьте готовы к проверке ФНС. Мы расскажем, на что смотрят налоговики при проверке онлайн-касс и как избежать штрафов.

Расскажем больше о правах и обязанностях сотрудников налоговой службы

Хоть владельцы онлайн-кассы освобождены от ежегодной проверки в ФНС, сотрудники налоговой службы могут инициировать выездную проверку, чтобы удостовериться в наличии оборудования и правильности его использования. Мы расскажем, каким образом ФНС проверяет кассу в 2020 году и как подготовиться к этой проверке.

Чек-лист: что проверяет налоговая?

Налоговики инициируют плановые и внеплановые проверки кассовых операций. На внеплановую проверку можно попасть при совершении подозрительных действий или жалобе клиента (например, если кассир забыл выдать кому-то чек). При проверке сотрудники федеральной налоговой службы обращают внимание на:

  • корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов;
  • корректность работы с оператором фискальных данных;
  • соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ;
  • правильность ведения учета по кассовым операциям (бухгалтерию).

В процессе сотрудники налоговой службы могут подключать кассу, рассматривать договор с ОФД, подсылать тайных покупателей и т. д. Если в ходе такой инспекции были выявлены нарушения, налоговая вправе инициировать комплексную проверку документов с инвентаризацией. Она может длиться от 2 месяцев до полугода.

Требования ФНС к онлайн-кассе

Налоговая требует, чтобы онлайн-кассы были зарегистрированы в ФНС, имели нанесенный на корпус заводской номер, часы и устройство для печати фискальных документов. Это устройство обязательно должно быть встроенным в корпус, если только расчеты не производятся по интернету.

Обратите внимание! Касса не обязана иметь встроенный принтер чеков еще и в том случае, если вы продаете транспортные услуги или торгуете с помощью автомата с отсутствующей функцией печати чека (например, кофейные автоматы).

Кроме того, касса должна иметь встроенный фискальный накопитель (зарегистрированный в реестре фискальных накопителей), передавать в него данные и 1 раз в сутки отправлять их оператору.

Не забудьте, что ФНС выдвигает специфические требования к кассам, если вы занимаетесь реализацией подакцизной продукции — алкогольсодержащими напитками, сигаретами, топливом, машинным маслом и т. д. Полный список требований к онлайн-кассе можно изучить, ознакомившись со статьей 4.3 закона 54-ФЗ.

Эвотор 5i Устройство работает без необходимости подзарядки до 12 часов, оно простое в использовании и легко помещается в ладони. Чтобы принять оплату по карте, имеется встроенный модуль эквайринга. Эвотор 5i станет отличным помощником для тех, кому важны компактность и автономность устройства, например для торговли в павильонах, такси, курьерской доставки, выездной торговли и т. д. Bluetooth / GSM / USB / Wi-fi / слот для SIM (опция) Подробнее

Проверка кассовых чеков производится на основании требований к реквизитам, что регламентируются статьей 4.7 закона 54-ФЗ. На чеке должны числиться:

  • название документа — «кассовый чек» или «бланк строгой отчетности»;
  • номер чека и номер смены;
  • номер чека за действующую смену;
  • номер, под которым зарегистрирована ваша касса;
  • номер ФН;
  • дата, время, место расчета (при интернет-покупках указывается адрес сайта компании);
  • полное название компании и ИНН;
  • Ф. И. О. кассира (если покупка не была осуществлена в интернете или с помощью кассы самообслуживания);
  • название системы налогообложения, на которой функционирует бизнес;
  • название, код и цены товаров в рублях;
  • тип транзакции — «получение средств от покупателя», «возврат средств» и т. д.;
  • способ оплаты (наличный/безналичный расчет);
  • QR-код.

Если вы индивидуальный предприниматель на патенте, УСН, ЕСВД, можно повременить с печатью наименования товара на фискальном чеке. Эти ИП получили отсрочку вплоть до 1 февраля 2021 года. Остальные компании (ОАО, ООО, ЗАО и т. д.) обязаны печатать чек с названием товара с момента установки онлайн-кассы.

Обратите внимание! Вы можете дополнить чек другими реквизитами, если того требует сфера вашего бизнеса. Главное, чтобы все вышеперечисленные пункты были на месте во время проверки кассового аппарата налоговиком. Они должны быть четкими и хорошо читаться даже спустя 6 месяцев с момента печати.

Права и обязанности сотрудника налоговой службы при инспекции

Помните о том, что налоговый сотрудник обязан предоставить постановление о кассовой проверке директору организации, и оно должно содержать список задаваемых вопросов. В полномочия инспекторов входят:

  • детальное изучение кассы и фискального накопителя;
  • требование объяснения проблем, связанных с работой ККТ;
  • запрос и изучение документов, связанных с кассовым аппаратом;
  • запрос договора с ОФД;
  • привлечение к ответственности как руководителя, так и сотрудников предприятия.

Если вы будете препятствовать тому, что входит в полномочия налоговиков, они вправе привлечь правоохранительные органы. Руководитель имеет право лично присутствовать при проведении проверки кассовой дисциплины. Вы можете не согласиться с итогами экспертизы и обжаловать решение налоговиков в суде.

АТОЛ 91Ф Это мощный функционал в компактном размере, возможность автономной работы за счет встроенных аккумуляторов, возможность подключения сканера штрих кода и весов – все это делает кассовый аппарат АТОЛ 91Ф очень выгодным приобретением. Подробнее

Самые большие санкции налоговая дает за полное игнорирование закона. Индивидуальные предприниматели, которые все еще не перешли на онлайн-кассы, получат штраф в размере от 25 до 50 % всей прибыли, полученной без ее использования (но не менее 10 000 рублей).

Приведем пример. За время отсутствия онлайн-кассы вы заработали 15 000 рублей. Налоговая должна была бы выписать штраф на сумму 3750 рублей (25 % от прибыли), но выпишет на 10 000, так как это минимальный размер штрафа за эту провинность.

Санкции за нарушение тех же правил ООО выше. Вы получите штраф в размере 75-100 % чистой прибыли, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении этого закона директор лишается права занимать должность в течение 1-2 лет, а бизнес приостанавливает деятельность на 90 дней.

Если же вы используете онлайн-кассу, но в процессе проверки кассы были выявлены нарушения, ИП получают штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. ООО за ту же провинность платят от 5000 до 10 000 рублей.

Обратите внимание! В зависимости от серьезности нарушения инспектор налоговой может выписать вам обычное предупреждение и дать время на решение проблемы.

Как застраховаться от санкций со стороны налоговой

Чтобы свести риски от проверок ФНС к минимуму, воспользуйтесь этими советами:

  • распечатайте чек и проверьте наличие всех необходимых реквизитов по пунктам;
  • отошлите тайного покупателя, чтобы заранее проконтролировать кассира;
  • проведите разъяснительную работу с кассиром (при выявлении нарушений налоговый сотрудник попросит его дать письменные пояснения относительно сложившейся ситуации);
  • подготовьтесь к проверке кассовых документов — храните их в доступности;
  • подайте в налоговую уточняющие данные, если расположение кассы не совпадает с ранее заявленным;
  • Проверьте онлайн-кассу на соответствие нормам 54-ФЗ.

Если онлайн-касса покупалась в интернет-магазине «ККТ Астрал», вы можете быть уверены в соответствии оборудования нормам 54-ФЗ.

«Калуга Астрал» — это аккредитованный оператор фискальных данных, который не только предлагает ККТ от проверенных производителей, но и осуществляет бесплатные консультации.

Вы можете перейти в каталог готовых решений, где размещены предложения для специфических типов бизнеса (например, фармацевтических компаний или курьеров). Там же вы найдете лучшие предложения для ИП и ООО.

Если все же не смогли определиться, свяжитесь с менеджером по телефону или заполните заявку онлайн. Сотрудник подскажет лучшее решение.

Напишите нашим специалистам уже сейчас и они ответят на Ваши вопросы!

Источник: https://kkt.astral.ru/blog/soblyudaem-54-fz/kak-fns-proveryaet-onlayn-kassu/

Ужесточение контроля за применением ККТ: штрафы в размере выручки и проверки любой жалобы

Налоговая проверка кассового аппарата
В ближайшее время налоговики ужесточат проверки за применением ККТ, в НК РФ появится новый вид налогового контроля, а закон о ККТ прекратит свое существование.

Суть поправок в НК РФ, касающихся ККТ

Минфин подготовил масштабные поправки в НК РФ, призванные ужесточить контроль за применением ККТ и усовершенствовать порядок проведения проверок в данной сфере.

Фактически все действующие нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов…» с изменениями и дополнениями переносятся в НК РФ.

Для этого кодекс дополняется новым разделом «Оперативный контроль», а закон о применении ККТ с 1 января 2021 года отменяется и перестает действовать.

Одновременно будут ужесточены санкции за нарушение порядка применения онлайн-касс, а в НК РФ появятся новые составы налоговых правонарушений.

Сам оперативный контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в форме оперативных проверок и мониторинга. Цель такого контроля – проверка исполнения организациями и ИП обязанности по фиксации всех осуществляемых компаниями и ИП расчетов с применением ККТ.

Под фиксацией расчетов поправки понимают действия организаций и ИП по формированию информации о расчетах в фискальных накопителях ККТ, а также формированию расчетных чеков на официальном сайте ФНС России. Особенности фиксации расчетов позднее определит ФНС отдельным приказом. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Минфин ужесточает контроль за применением ККТ.

2. Нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов…» с изменениями и дополнениями переносятся в НК РФ.

3. НК РФ дополняется новым разделом «Оперативный контроль», а закон о применении ККТ с 1 января 2021 года отменяется и перестает действовать.

4. Контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в форме оперативных проверок и мониторинга.

5. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются.

6. Поводом для оперативной проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ.

7. Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней.

8. При осуществлении оперативной проверки будут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки.

9. Осуществление расчета без его фиксации повлечет взыскание штрафа: с ИП в размере 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 000 рублей, с организации – полную сумму расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 рублей.

10. В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.

Оперативные проверки ККТ и мониторинг

Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ.

В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются. Очередная оперативная проверка сможет назначаться и проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.

Поводом для такой проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ. К проверкам смогут привлекаться полицейские и сотрудники других правоохранительных и контролирующих ведомств.

Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней. При этом налоговики смогут приостанавливать уже проводимые проверки (например, для истребования документов) на срок до 20 дней (будущая ст. 105.49 НК РФ).

При осуществлении оперативной проверки налоговики станут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки. В рамках оперативной проверки налоговики смогут проводить контрольную закупку и наблюдение. Контрольная закупка заключается в создании искусственной ситуации по приобретению какой-либо продукции и осуществлению расчета.

Наблюдение же состоит в визуальной фиксации осуществляемых продавцом действий по оформлению расчета. И закупка и наблюдение осуществляются без предварительного уведомления проверяемого лица. Если налоговики выявят признаки нарушения, проверка будет продолжена.

На этом этапе налоговики смогут осматривать территорию и помещения организации/ИП, допрашивать свидетелей, проводить осмотр, истребование документов и их выемку.

По фактам выявленных нарушений будет составляться акт проверки, протокол о налоговом правонарушении, а нарушитель – привлекаться к налоговой ответственности (будущая ст. 105.54 НК РФ).

В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.

Организация и ИП, получившие предписание, обязаны незамедлительно устранить все нарушения и проинформировать об этом ФНС. В противном случае налоговики назначат уже оперативную проверку (будущая ст. 105.52 НК РФ).

Ответственность и штрафы за нефиксацию расчетов с помощью ККТ

В целях введения налоговых штрафов за неисполнение обязанности по фиксации расчетов НК РФ дополняется отдельной статьей 129.15.

В соответствии с данной нормой осуществление расчета без его фиксации повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 000 рублей. Штраф за данное нарушение для организаций составит уже полную сумму расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 рублей.

Такие же штрафы будут назначаться за фиксацию мнимого или притворного расчета. Причем под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида. Под притворным же расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Нарушение порядка фиксации расчета будет грозить ИП предупреждением либо взысканием штрафа в размере 3 000 рублей, а организации – штрафом в размере 10 000 рублей.

Одни из самых высоких штрафов устанавливаются за неуказание в чеке наименования товара, подлежащего обязательной маркировке. Такое нарушение повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50 000 рублей, а с организации – в размере 100 000 рублей.

Непередача покупателю кассового чека повлечет для ИП предупреждение либо взыскание штрафа в размере 2 000 рублей. Организации за то же нарушение будут оштрафованы на сумму 10 000 рублей. Напомним, по действующим правилам (ч. 6 ст.14.5 КоАП РФ) организациям за непередачу кассовых чеков также может назначаться предупреждение вместо штрафа.

Подготовленные же поправки в НК РФ разрешают назначать предупреждение только в исключительных случаях. В соответствии с будущими правилами налоговая санкция в виде предупреждения может быть применена к организации и ИП только по их ходатайству и только в тех случаях, когда такие лица внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во всех других случаях нарушения в сфере применения ККТ повлекут безальтернативную ответственность в виде налогового штрафа.

Кроме того, за неисполнение обязанности по фиксации расчетов налоговики смогут блокировать банковские счета нарушителей, приостанавливать их деятельность, а также ограничивать доступ к страницам интернет-магазинов и блокировать торговые автоматы (будущая ст. 105.56 НК РФ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/115376/

Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс? — Оператор фискальных данных Первый ОФД

Налоговая проверка кассового аппарата

Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.

Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:

  • анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
  • удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
  • наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
  • контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.

5 этапов проверки

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

  1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
  2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
  3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
  4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
  5. Оформление результатов проверки.

При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов.

Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону.

Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

Проверка на объекте

При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

Полномочия налоговых инспекторов:

  1. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ.
  2. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам.
  3. Инспекторы для проверки могут запрашивать документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ, информации о платежах и ее хранением.
  4. Инспекторы должны получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки.
  5. Инспекторы имеют право проводить проверки выдачи кассовых чеков, БСО, выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар работу или услугу.
  6. Инспекторы имеют право получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах).
  7. Инспекторы могут взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации и привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
  8. Инспекторы обязаны соблюдать положения, изложенные в Приказе Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.

Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

Полномочия предпринимателей

  1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
  2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
  3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
  4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
  5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит.

С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.

назад к Новостям

Источник: https://www.1-ofd.ru/blog/news/chto-i-kak-proveryaet-nalogovaya-po-povodu-onlayn-kass/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: