Имеет ли право учитель ставить в угол

Содержание
  1. Учитель поставил школьницу в угол за то, что хихикала на уроке. Педагогично ли это?
  2. Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»
  3. Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия»
  4. Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»
  5. Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия»
  6. 7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников
  7. 1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»
  8. 2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»
  9. 3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»
  10. 4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»
  11. 5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»
  12. 6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»
  13. 7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»
  14. Пора знать родителям: законы, которые нарушают учителя, а мы считаем это нормой
  15. Опоздание на урок
  16. Оценивание поведения
  17. Психическое и физическое воздействие
  18. Изменение продолжительности урока
  19. Изъятие личных вещей
  20. Лишение ученика возможности присутствовать на занятии
  21. Привлечение к выполнению хозяйственных работ
  22. Можно ли ребёнка в наказание ставить в угол?
  23. Аргументы «за»
  24. Аргументы «против»
  25. Можно ли ставить ребёнка в угол. Мнение доктора Комаровского
  26. Права учителя в школе: изучаем законы
  27. На что учитель имеет право?
  28. На что учитель не имеет права?

Учитель поставил школьницу в угол за то, что хихикала на уроке. Педагогично ли это?

Имеет ли право учитель ставить в угол

Учитель и репетитор объясняют, прав ли был педагог.

Отец семиклассницы считает, что его ребенка унизили при всем классе. В рамках проекта «Обратная сторона медали» Салiдарнасць выясняет, прав ли был педагог.

«Ситуация произошла на замене урока. Дочка рассказала мне о произошедшем не сразу, а спустя несколько дней. По ее словам, на уроке класс шумел, сосед по парте сбросил учебник, дочь подняла его.

Учитель поставил в угол их обоих, — рассказал отец школьницы. — Я сам работаю в сфере образования и знаю, что даже в детском саду эта мера неприемлема.

Педагог объяснил свое решение тем, что класс плохо себя вел, дочь хихикала, ей сделали несколько замечаний, но, со слов учителя, она на них не реагировала.

Учитель был удивлен, что я узнал о ситуации в классе. Объяснил, что с ребенком у нас доверительные отношения и дочь со мной делится событиями из школьной жизни».

По просьбе отца семиклассницы, которая половину урока простояла в углу, мы предложили прокомментировать ситуацию двум известным педагогам.

Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»

— Если ребенок хихикает на уроке, значит, у него хорошее настроение и есть чувство юмора. Это же прекрасно. Что он, плакать должен, что ли? Никаких постановок в угол просто быть не может.

Это не метод. Он совершенно неприемлем в школе, тем более в седьмом классе, тем более на замене.

Это просто за границей добра и зла, — делится мнением учитель высшей категории Анна Северинец.

По мнению педагога, с одной стороны, это недопустимо по отношению к человеку, к личности, к ребенку, с другой — это тотальная учительская беспомощность.

— Стыдно такие вещи делать, — говорит Анна. — Когда класс шумит, такую ситуацию нельзя назвать внештатной. Это абсолютно нормально. Классы шумят, тем более на замене.

Реагировать на такую ситуацию нужно адекватным образом. Детей надо загрузить работой (дать трудное задание, которое нужно, важно и повлияет на оценки) либо пробудить в них интерес.

Бывает, внезапно заболел коллега, приходишь на замену и не знаешь, чем загрузить детей. В арсенале у хорошего учителя есть несколько исследовательских задач, которые любой класс на место посадят. Например, распознавать авторов текста или загадки-шарады разгадывать, или вместе искать решение какой-либо проблемы. 

У каждого учителя свои сильные стороны. Я, например, интересно рассказываю. Если ты можешь на замене позволить свободную беседу на тему, в которой ты компетентен, я обычно выбираю этот вариант. Или могу начать с какого-то вопроса: дети очень любят рассказывать о себе.

— Как объяснить ребенку, что делать, если учитель ставит его в угол?

— Я своих детей учу терпимости, не конфликтовать, не лезть на рожон. Люди разные. Они должны понимать, что такое поведение неадекватно, ненормально. С другой стороны, если человек не хочет оскорбиться, он и не оскорбится: станет в углу и похихикает.

— Могут ли для учителя стать последней каплей, переполнившей чашу терпения, хихикающие дети?

— Хихиканье как последняя капля? Не знаю. Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске. Вот это внештатная ситуация и надо что-то думать. Когда люди хихикают — это нормально.

По словам Анны Северинец, на педсоветах подобные ситуации не обсуждают.

— Как их можно обсуждать, если такие вещи (я имею в виду поведение детей) происходят каждый день? Ну, а уж если педагог повел себя нетактично и это имело последствия (ребенок обиделся), в коллективе на совещании могут обсудить.

— Есть ли нестандартные ходы, которые вы применяли, когда у вас срывали уроки?

— Нет, у меня уроки не срывали. Хотя иногда к нам приходят учителя из соседнего кабинета утихомирить детей. Они думают, что в классе нет учителя, — с улыбкой рассказывает Анна Северинец. — У меня на уроках бывает не то что шумно. Это может быть «гвалт», но он всегда контролируемый.

Педагог отмечает, что срыв урока действительно возможен на замене, когда учитель приходит в чужой класс, с которым не выстроены отношения.

— И дети часто плохо относятся к заменам, особенно если приходит тот, кого не любят или не хотят видеть, — добавляет собеседница.

Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия»

Основатель репетиторского центра «100 баллов» Евгений Ливянт считает, что сложно комментировать инцидент, не зная всех деталей.

— Ученик опоздал на урок или дети срывают занятие — что должен делать учитель в таких ситуациях, нигде не прописано. И это большая проблема нашей системы образования.

Помните гомельскую историю, где учительница замахнулась на ученика партой? Министерство образования рекомендовало учителю в таких ситуациях вызывать завуча, а он разберется. Но у завуча нет специального кабинета, куда он забрал бы детей, срывающих уроки.

А если бы такой кабинет и был, то завуч должен был бы проводить в нем специальные занятия с нарушителями дисциплины вместо того, чтобы заниматься своей основной деятельностью?

В некоторых странах в школах есть сотрудник, который работает только с детьми, которые срывают уроки. Он приходит, забирает нарушителей с урока, приводит в отдельный кабинет и разговаривает с ними, сообщает о проблеме их родителям.

Есть страны, где грубые нарушения дисциплины влекут исключение из школы на день, два или неделю. При этом родители не могут пойти на работу, так как постоянно находятся с ребенком, контролируют учебный процесс, привозят выполненные задания в школу и получают новые.

Есть разные способы решения проблемы. У нас нет ни одного.

Евгений Ливянт говорит, что на месте родителей семиклассницы он не делал бы из ситуации на уроке проблему:

— Возможно, пошел бы к учителю и извинился за своего ребенка. Я знаю много случаев, когда родители считают, что по любому поводу они должны идти в бой за своего ребенка. А потом в старших классах эти родители приходят к учителям и просят: «Помогите! Мой ребенок неуправляем. Он никого не слушает, делает, что хочет, ведет себя асоциально». Помочь уже нельзя — поздно.

Евгений Ливянт вспоминает, когда он работал в школе, выгонял с урока учеников, которые срывали занятие.

— Моя миссия как учителя в том, чтобы те, кто пришел ко мне учиться, имели такую возможность, а не в том, чтобы бороться с теми, кто срывает урок.

У меня было правило: ты можешь делать все, что угодно, кроме одного — мешать другим учиться.

Если это происходило, я жестко разговаривал, если надо, и голос повышал, и с урока выгонял, причем все делал быстро и радикально: мне жалко было тратить время урока на выяснение отношений.

— Вы приходите на замену, а класс шумит. Что бы вы сделали?

— Попытался бы договориться. Но после коротких переговоров у меня начинались репрессии. Я пришел не для того, чтобы успокаивать класс, мне это неинтересно.

По мнению Евгения Ливянта, проблем в школе было бы гораздо меньше, если бы была прописана схема, что делать с нарушителями дисциплины. Например, должно быть помещение, где под контролем специального сотрудника находится изгнанный с урока ученик, пока его не заберут родители или милиция.

— Вы считаете, ставить ученика в угол — это педагогично?

— При чем здесь педагогика? Мы, учителя, для того, чтобы учить. В моих планах не было работать охранником. Не хочешь у меня учиться? Уходи! Подумайте не об учителе и не об ученике, который срывает уроки.

Подумайте о тех, кто пришел в школу учиться. Это может показаться странным, но такие ученики тоже есть, и их много.

За что они наказаны? За что наказаны родители таких учеников? Они отправили своих детей в школу, чтобы они учились, а не тратили свое время на то, чтобы быть зрителями на дурацких спектаклях и наблюдать, как учитель успокаивает тех, кто пришел в школу развлекаться.

Стоит помнить, что не так уж и давно возможность получения среднего образования была далеко не у всех. И стоит понимать, что ценность образования, в самом меркантильном смысле этого слова, быстро растет по всему миру.

Спецпроект «Обратная сторона медали» основан на личном опыте учеников, студентов, преподавателей, родителей и расскажет, что скрыто от посторонних глаз за стенами детских садов, школ, техникумов и вузов. Читайте на страницах gazetaby.com.

Источник: https://www.intex-press.by/2020/01/19/uchitel-postavil-shkolnitsu-v-ugol-za-to-chto-hihikala-na-uroke-pedagogichno-li-eto/

Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»

— Если ребенок хихикает на уроке, значит, у него хорошее настроение и есть чувство юмора. Это же прекрасно. Что он плакать должен, что ли? Никаких постановок в угол просто быть не может.

Это не метод. Он совершенно неприемлем в школе, тем более, в седьмом классе, тем более, на замене.

Это просто за границей добра и зла, — делится мнением учитель высшей категории Анна Северинец.

По мнению педагога, с одной стороны это недопустимо по отношению к человеку, к личности, к ребенку, с другой — это тотальная учительская беспомощность.

— Стыдно такие вещи делать, — говорит Анна. — Когда класс шумит, такую ситуацию нельзя назвать внештатной. Это абсолютно нормально. Классы шумят, тем более, на замене.

Реагировать на такую ситуацию нужно адекватным образом. Детей надо загрузить работой (дать трудное задание, которое нужно, важно и повлияет на оценки) либо пробудить в них интерес.

Бывает, внезапно заболел коллега, приходишь на замену и не знаешь, чем загрузить детей. В арсенале у хорошего учителя есть несколько исследовательских задач, которые любой класс на место посадят. Например, распознавать авторов текста или загадки-шарады разгадывать, или вместе искать решение какой-либо проблемы.

У каждого учителя свои сильные стороны. Я, например, интересно рассказываю. Если ты можешь на замене позволить свободную беседу на тему, в которой ты компетентен, я обычно выбираю этот вариант. Или могу начать с какого-то вопроса: дети очень любят рассказывать про себя.

— Как объяснить ребенку, что делать, если учитель ставит его в угол?

— Я своих детей учу терпимости, не конфликтовать, не лезть на рожон. Люди разные. Они должны понимать, что такое поведение неадекватно, ненормально. С другой стороны, если человек не хочет оскорбиться, он и не оскорбится: станет в углу и похихикает.

— Могут ли для учителя стать последней каплей, переполнившей чашу терпения, хихикающие дети?

— Хихиканье как последняя капля? Не знаю. Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске. Вот это внештатная ситуация и надо что-то думать. Когда люди хихикают — это нормально.

По словам Анны Северинец, на педсоветах подобные ситуации не обсуждают.

— Как их можно обсуждать, если такие вещи (я имею в виду поведение детей) происходят каждый день? Ну, а уж если педагог повел себя нетактично, и это имело последствия (ребенок обиделся), в коллективе на совещании могут обсудить.

— Есть ли нестандартные ходы, которые вы применяли, когда у вас срывали уроки?

— Нет, у меня уроки не срывали. Хотя иногда к нам приходят учителя из соседнего кабинета утихомирить детей. Они думают, что в классе нет учителя, — с улыбкой рассказывает Анна Северинец. — У меня на уроках бывает не то, что шумно. Это может быть «гвалт», но он всегда контролируемый.

Педагог отмечает, что срыв урока действительно возможен на замене, когда учитель приходит в чужой класс, с которым не выстроены отношения.

— И дети часто плохо относятся к заменам, особенно, если приходит тот, кого не любят или не хотят видеть, — добавляет собеседница.

Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия»

Основатель репетиторского центра «100 баллов» Евгений Ливянт считает, что сложно комментировать инцидент, не зная всех деталей.

— Ученик опоздал на урок или дети срывают занятие — что должен делать учитель в таких ситуациях, нигде не прописано. И это большая проблема нашей системы образования.

Помните гомельскую историю? (В сентябре «Сильные новости» опубликовали видео, снятое в средней школе №15 Гомеля. Учительница во время урока русского языка в 4-м классе замахивается на ученика партой и матом угрожает ему.

После инцидента педагога уволили, а через несколько дней по распоряжению главы государства восстановили на работе. – Прим «С»). Министерство образования рекомендовало учителю в таких ситуациях вызывать завуча, а он разберется.

Но у завуча нет специального кабинета, куда он забрал бы детей, срывающих уроки.

А если бы такой кабинет и был, то завуч должен был бы проводить в нём специальные занятия с нарушителями дисциплины, вместо того, чтобы заниматься своей основной деятельностью?

В некоторых странах в школах есть сотрудник, который работает только с детьми, которые срывают уроки. Он приходит, забирает нарушителей с урока, приводит в отдельный кабинет и разговаривает с ними, сообщает о проблеме их родителям.

Есть страны, где грубые нарушения дисциплины влекут исключение из школы на день, два или неделю. При этом родители не могут пойти на работу, так как постоянно находятся с ребенком, контролируют учебный процесс, привозят выполненные задания в школу и получают новые.

Есть разные способы решения проблемы. У нас нет ни одного.

Евгений Ливянт говорит, что на месте родителей семиклассницы он не делал бы из ситуации на уроке проблему:

— Возможно, пошел бы к учителю и извинился за своего ребенка. Я знаю много случаев, когда родители считают, что по любому поводу они должны идти в бой за своего ребенка. А потом в старших классах эти родители приходят к учителям и просят: «Помогите! Мой ребенок неуправляем. Он никого не слушает, делает, что хочет, ведет себя асоциально». Помочь уже нельзя — поздно.

Евгений Ливянт вспоминает, когда он работал в школе, выгонял с урока учеников, которые срывали занятие.

— Моя миссия как учителя в том, чтобы те, кто пришел ко мне учиться, имели такую возможность, а не в том, чтобы бороться с теми, кто срывает урок.

У меня было правило: ты можешь делать все, что угодно, кроме одного — мешать другим учиться.

Если это происходило, я жестко разговаривал, если надо, и голос повышал, и с урока выгонял, причём всё делал быстро и радикально: мне жалко было тратить время урока на выяснение отношений.

— Вы приходите на замену, а класс шумит. Что бы вы сделали?

— Попытался бы договориться. Но после коротких переговоров у меня начинались репрессии. Я пришел не для того, чтобы успокаивать класс, мне это неинтересно.

По мнению Евгения Ливянта, проблем в школе было бы гораздо меньше, если бы была прописана схема, что делать с нарушителями дисциплины. Например, должно быть помещение, где под контролем специального сотрудника находится изгнанный с урока ученик, пока его не заберут родители или милиция.

— Вы считаете, ставить ученика в угол — это педагогично?

— Причем здесь педагогика? Мы, учителя, для того, чтобы учить. В моих планах не было работать охранником. Не хочешь у меня учиться? Уходи! Подумайте не об учителе и не об ученике, который срывает уроки.

Подумайте о тех, кто пришёл в школу учиться. Это может показаться странным, но такие ученики тоже есть, и их много.

За что они наказаны? За что наказаны родители таких учеников? Они отправили своих детей в школу, чтобы они учились, а не тратили своё время на то, чтобы быть зрителями на дурацких спектаклях и наблюдать, как учитель успокаивает тех, кто пришёл в школу развлекаться.

Стоит помнить, что не так уж и давно возможность получения среднего образования была далеко не у всех. И стоит понимать, что ценность образования, в самом меркантильном смысле этого слова, быстро растёт по всему миру.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмитеCtrl+Enter

Источник: https://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2020/01/17/uchitel-postavil-shkolniczu-v-ugol-za-to-chto-xixikala-na-uroke-pedagogichno-li-eto

7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников

Имеет ли право учитель ставить в угол

Первыми ми к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».

Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.

1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»

Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»

Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»

Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.

С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.

4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»

Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.

Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».

А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.

5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»

Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей.

Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»

Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию.

Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»

В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

  • Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно.
  • Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде. Ещё есть приёмная уполномоченного по правам ребёнка. Любой из этих органов обязан принять ваше заявление и дать ответ в течение 30 дней.
  • Прокуратура. Может показаться, что это государственный орган на случай «когда убьют — тогда и приходите», но на самом деле это простой и действенный способ разобраться в законности тех или иных действий учителей и школы в каких-то запутанных ситуациях.
  • Полиция. Честно скажу, ни разу не сталкивался с таким, но если ребёнка прямо сейчас «выставили за дверь» и лишают права присутствовать на уроках, это не менее значимый повод вызвать патруль полиции, чем громкая музыка у соседей ночью.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/72614-7-ochen-vazhnykh-voprosov-o-pravakh-uchiteley-i-uchenikov

Пора знать родителям: законы, которые нарушают учителя, а мы считаем это нормой

Имеет ли право учитель ставить в угол

Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.

Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок – это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

“Вова, ставлю тебе двойку за поведение”, – слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика – он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО “О положении учителей” (п.65).

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы – преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.

Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.

Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде “Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?” или “Кто из тебя вырастет!”.

О таком запрете прямо говорится в Законе “Об образовании” (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

“Звонок для учителя” – любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами “Мать в школу придет – отдам ей” или “После урока заберешь”. Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.

Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.

Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.

13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека.

Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания – больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников.

Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке – только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/childhood-education/2020/9/27/246954

Можно ли ребёнка в наказание ставить в угол?

Имеет ли право учитель ставить в угол

Один из самых распространенных способов наказания непослушного ребенка, который выбирают родители, отправить малыша в угол. Однако в последние годы мамы и папы стали больше читать о воспитании детей, смотреть видео, даже обращаться к детским психологам по вопросам правильного наказания. И метод угла многие из них готовы оспорить.

Как же на самом деле обстоят дела? Можно ли ставить ребенка в угол вообще, и насколько эффективен этот метод в современной жизни? Рассмотрим его положительные и отрицательные стороны.

Аргументы «за»

Можно сказать, что детские психологи, как и родители, разделились на два лагеря в этом вопросе. Узнаем мнение тех, кто утверждает, что ставить ребенка в угол можно и нужно.

  1. Если ставить в угол нечасто, этот метод станет довольно эффективным. Особенно в отношении очень подвижного ребенка. Он минуты не может просидеть неподвижно, а в ограниченном пространстве это сделать придется. Он проведет в укромном уголке пару раз, а после будет задумываться перед совершением новой шалости, хочется ему вновь стоять лицом к стене, один на один с собой или нет. Для гиперактивного малыша эти несколько минут — серьезное испытание. Скорее всего, поначалу он станет бурно сопротивляться такому положению дел, но со временем станет воспринимать наказание более адекватно.
  2. Поставить ребенка в угол или отшлепать, как следует? Если родители в этом вопросе могут засомневаться, психологи будут едины во мнении: второй метод точно недопустим.
  3. В угол ставили испокон веков. Родители и сами провели в нем не один час за тот период, пока были маленькими, и помнят, что ощущение не из приятных, и вновь его испытывать не хотелось.

Стояние в углу — индивидуальный метод наказания. Для одного ребенка — это действительно наказание. А флегматику — это, как говорится, что шло, что ехало. В любом случае наказание должно иметь и объяснение.

И до его начала, и после него нужно провести беседу с неслухом и объяснить причину наказания, а также поставить цель: подумать над своим поведением.

Стояние в углу не должно войти в привычку, так как тогда его эффект сводится к нулю.

И еще один момент: место наказания должно быть относительно комфортным. В нем не должно быть очень темно, влажно, он не должен быть на сквозняке.

Не нужно заставлять ребенка стоять на ногах. В углу можно и сидеть на коврике или стульчике лицом к стене. Смысл наказания — подумать над собственным поведением — от этого не исчезнет.

Аргументы «против»

Теперь узнаем доводы тех, кто уверен, что ставить ребенка в угол нельзя. Стоит заметить, их аргументы не менее убедительны, чем у сторонников наказывать малыша стоянием в углу.

  1. Ограничивать свободу ребенка — это жестокое обращение с ним. Особенно унизительно ставить ребенка лицом в угол. Ведь так он не только лишен возможности реализовывать свою потребность в движении, но вдобавок изолирован от людей.
  2. Этот метод неэффективен. Далеко не все дети понимают, почему их отвели в укромное место, тем более они не будут думать, стоя в углу, над своим поведением, а лишь затаят обиду на взрослых. Какой же смысл в данном способе наказания? Если даже малыш сможет проанализировать свое поведение и осознает, за какие именно поступки его ставят в угол, он и перестанет совершать только их. Рефлекс выработается, но совершать другие проступки он все равно не прекратит.
  3. Такого рода наказание аукнется во взрослом возрасте. Человек вырастет с пониженной самооценкой, со склонностью к депрессиям или будет вести нездоровый образ жизни.

Да, доводы звучат очень убедительно. Но все дети разные, значит, и детские наказания на каждом из них в будущем отразятся по-разному. Это вовсе не означают, что если дети сейчас стоят в углу, то все поголовно вырастут депрессивными алкоголиками с суицидальными наклонностями.

Можно сказать, вопрос, можно ли ставить ребенка в угол, еще изучается детскими психологами, и результаты его неоднозначны. Они зависят от мотивации наказания, его периодичности либо эпизодичности, личности каждого конкретного ребенка. Одним, наказание действительно идет на пользу, других во всех смыслах загоняет в угол. Ознакомимся еще с одним мнением.

Можно ли ставить ребёнка в угол. Мнение доктора Комаровского

Однажды известному современному детскому доктору Евгению Комаровскому задали вопрос: можно ли ставить ребенка в угол. Он рассказал о похожей методике, описанной в большинстве западных учебников.

Она называется методикой тайм-аута, и заключается в том, что провинившегося ребенка родители оставляют наедине с собой.

Для этого его отводят в комнату, где он не сможет придумать для себя никакого развлечения, так как здесь отсутствуют игрушки, книжки и телевизор.

Угол и отдельная комната — это не одно и то же, скажут многие. Но смысл наказания, в принципе, одинаков. Оба варианта лишают ребенка возможности заняться чем-либо. Он успокаивается, если до этого была бурная истерика. Находиться в углу он должен такое же количество минут, сколько ему лет. То есть, пять лет — пять минут, десять лет — десять минут и т.д.

Почему именно такое количество времени? За пять минут пятилетний ребенок наедине с собой может успокоиться, а поскольку задумываться над своими поступками он еще не умеет в силу возраста, дальнейшее его стояние в углу бессмысленно. Десятилетний за десять минут и успокоится, и созреет до раскаяния. Ну а с более старшим ребенком этот метод уже не срабатывает.

Доктор Комаровский подчеркивает, что данный вид наказания — это крайняя мера. Его нельзя применять в отношении ребенка, если он, к примеру, не выучил уроки или не убрал свои игрушки.

В этих случаях можно найти массу других способов наказания: лишить совместного похода в зоопарк, не купить мороженое, перенести обещанную покупку новой игрушки.

Нельзя только лишать его физиологических потребностей: сна, еды, прогулки и прочих.

Таким образом, доктор Комаровский — сторонник того, чтобы ставить ребёнка в угол, но при этом уточняет, что делать это нужно только в крайних случаях, когда ему действительно требуется успокоиться и прийти в себя.

Рекомендуем также прочесть: Можно ли ребенку давать кефир?
Читайте все самое полезное на нашем сайте: Можно ли ребенку?

Источник: https://MozhnoRebenku.ru/vospitanie/stavit-v-ugol.html

Права учителя в школе: изучаем законы

Имеет ли право учитель ставить в угол

“Вы не имеете права выставлять меня с урока, ставить оценку в журнал за поведение и задавать домашнее задание на каникулы!” — возмущённо заявляет мне ученик. И это абсолютная правда. Вы не знали?

В законе “Об образовании” прописаны права, обязанности и запреты для школьного учителя. В этой статье мы разберём, что преподавателю можно делать в школе, а что нет.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”. Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права.

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

  • Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.
  • Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные. Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых. Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей. Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

У вас есть права, а не только обязанности!Анастасия Пирогова

Источник: https://zen.yandex.com/media/skyteach/prava-uchitelia-v-shkole-izuchaem-zakony-5edf426a344df676e125512d

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: