Что делают правоохранительные органы

Содержание
  1. Конспект лекций по обществознанию. правоохранительные органы российской федерации
  2. ЛЕКЦИЯ. Правоохранительные органы Российской Федерации.
  3. 2. Функции правоохранительных органов
  4. “Правоохранительные органы Российской Федерации”
  5. ЗАДАНИЕ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  6. Правоохранительные органы и судебная система
  7. Какие правоохранительные органы существуют в РФ?
  8. Судебная система России
  9. Институт мировых судей
  10. Каковы функции системы правоохранительных органов РФ?
  11. Понятие органов правопорядка
  12. Основные виды органов правопорядка
  13. Функции органов по охране правопорядка
  14. Мвд россии
  15. Следственный Комитет (СК) и прокуратура
  16. Органы суда
  17. Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов
  18. Терминология
  19. Классификация
  20. Функции
  21. Основные субъекты системы
  22. Прокуратура
  23. Министерство внутренних дел
  24. Министерство юстиции
  25. Судебная власть
  26. Проблемы правоохранительных органов
  27. Заключение

Конспект лекций по обществознанию. правоохранительные органы российской федерации

Что делают правоохранительные органы

Конспект лекций по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

преподаватель: Орлова Л.А.

ЛЕКЦИЯ. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан.

Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве.

Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются.

А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.

В широкомсмысле это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными.

Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным.

В связи с этим в юридической литературе выработанряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.

Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован.

Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст.

1 Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа.

Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

2. Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов — это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию.

Выделяют следующиеправоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой.

Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами.

Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ.

Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.

“Правоохранительные органы Российской Федерации”

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание.

Предметомизучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления.

При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д.

, очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними.

Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы – Конституционный Суд – которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части – Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов.

Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд – организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих – судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей.

Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования.

Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса.

ЗАДАНИЕ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные черты правоохранительной деятельности.

2. Какие государственные органы являются правоохранительными?

3. Назовите признаки, позволяющие отнести государственные органы к правоохранительным.

4. Какие функции осуществляет правоохранительный орган?

5. Что является предметом курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”?

6. Чем можно объяснить, что нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы входят в предмет изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-lekcij-po-obshestvoznaniyu-pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federacii-4325690.html

Правоохранительные органы и судебная система

Что делают правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс.

Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля – проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России. 

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление  надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. 

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций.  Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов). 

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные,  а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. 

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам.

Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции. 

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны).

Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий.

В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/238/

Каковы функции системы правоохранительных органов РФ?

Что делают правоохранительные органы

Учитывая, что Россия позиционирует себя в качестве правового демократического государства, здесь необходимо наличие системы правоохранительных органов. Благодаря им, обеспечивается соблюдение демократических прав и свобод граждан, а также исполнение принципа верховенства закона.

Существование государства невозможно без правопорядка. Осуществляется он при помощи хорошо организованной системы правоохранительных органов. Данная обособленная группа стоит на страже Конституции и государственных законов, защищает права и свободы граждан, а также общественный порядок.

Понятие органов правопорядка

Государственная деятельность правоохранительной системы – это иерархическое объединение органов, связанных осуществлением права, с применением определенных мер воздействия, при несоблюдении гражданами установленного общественного порядка.

В своей постоянной практической деятельности и организационных процессах органы соблюдают действующее законодательство, основанное на Конституции РФ, международных соглашениях, а также на:

  • Указах и распоряжениях Президента;
  • ФЗ (федеральных законах);
  • актах министерств, ведомств;
  • судебных разъяснениях;
  • решениях Конституционного Суда.

Законы касаются всех структур правоохранительной системы и включают в себя положения:

  • «О прокуратуре…»;
  • «О судебных органах…»;
  • «О безопасности…»;
  • «О полиции…»;
  • «Об органах ФСБ…»;
  • «О нотариате…»»
  • «Об адвокатуре…» и т. д.

Положения и акты юридически определяют полномочия, права и обязанности органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Главной целью такой деятельности является поиск и наказание правонарушителей, а также принятие мер по пресечению правонарушений. В отношении обнаруженных правонарушителей осуществляются только юридические меры воздействия.

Основные виды органов правопорядка

Сюда относят военизированные структуры, наделенные юридическими полномочиями, которые осуществляют прокурорскую, следственную и оперативную деятельность. Работники данной системы находятся на государственной службе. Строгое соблюдение законов РФ – это девиз их повседневной практики.

Система органов занимается:

  • обеспечением правового порядка и безопасности;
  • выявлением и расследованием преступлений;
  • судебной властью;
  • юридической помощью.

К органам по охране порядка в РФ относят следующие государственные структуры:

  1. Прокуратуру.
  2. Следственный комитет (СК).
  3. Федеральную службу безопасности (ФСБ).
  4. Росгвардию.
  5. МВД.
  6. Правоохранительные подразделения таможенной службы.
  7. Министерство юстиции (МинЮст) с подчиненными ему ФС осуществления наказаний и
    ФС контроля за судебными приставами.
  8. Федеральную службу контроля за оборотом наркотических средств.
  9. Органы суда.

Судебные подразделения делятся на органы общей юрисдикции и конституционные. Их задача – осуществление правосудия, выполнение, соблюдение и регулирование законов, установленных Конституцией. Прокуратура следит за соблюдением ФЗ, порядком в оперативной и розыскной деятельности, исполнительной работе судебных приставов.

МВД включает в себя разделы полиции с подразделениями, каждое из которых наделено собственными полномочиями. ФСБ полностью обеспечивает безопасность РФ. Оно борется с терроризмом, опасной преступной деятельностью и коррупцией, работает в пограничной зоне, осуществляет разведку, обеспечивает безопасное информационное пространство.

Негосударственными (частными) правоохранительными структурами являются:

  1. Адвокатура.
  2. Нотариат.
  3. Охранные службы.
  4. Детективные службы.

Государство делает все возможное, чтобы правоохранительная система была эффективной, непредвзятой, осуществляла деятельность только по действующему законодательству, была на страже суверенитета и государственных границ страны. Например, каждый человек имеет право воспользоваться услугой государственного адвоката, который предоставляется человеку, заключенному под стражу.

Функции органов по охране правопорядка

Главными функциями правоохранительной системы являются:

  1. Контроль за соблюдением Конституции.
  2. Прокурорский надзор в отношении законодательства.
  3. Обеспечение безопасности во всех сферах человеческой жизни
  4. Оперативная, а также розыскная деятельность при совершенных лицом преступлениях.
  5. Тщательное расследование любого правонарушения.
  6. Выполнение решений суда и контроль за осуществлением предписаний.
  7. Охрана порядка в социуме.
  8. Предоставление юридической помощи.
  9. Профилактика правонарушений (беседы, лекции).

Органы правопорядка, как правило, осуществляют одну или несколько функций. Каждая структура наделена властными полномочиями, имеет свой Устав, форму, руководство по осуществлению действий, которые подчинены Конституции и федеральным законам.

Большое внимание в своей деятельности органы правопорядка уделяют борьбе с преступлениями, совершенными против жизни человека, угрозой подрыва государственного строя, подготовке к терактам, незаконным оборотом наркотиков, соблюдению порядка в социуме.

Правоохранительные органы имеют такие признаки:

  1. Создаются и действуют только по закону.
  2. Состоят из государственных и частных формирований.
  3. Защищают интересы государства, социума, личности.
  4. Действуют строго в своей компетенции.
  5. Работают независимо друг от друга, но подчиняются по иерархии и сотрудничают между собой.
  6. Наделены полномочиями для достижения поставленных целей.
  7. Используют средства принуждения.

В своей деятельности система правопорядка использует принципы законности, гуманизма, уважения прав и свобод, гласности или конспирации, равенства лиц перед законом, независимости, взаимопомощи, подотчетности, правосудия, единства, централизации.

Мвд россии

Данный орган по охране правопорядка относится к федеральной исполнительной власти. Он имеет собственную форму и эмблему. МВД занимается большим рядом вопросов, которые имеют отношение к поддержанию правопорядка и расследованию преступлений, обеспечивает безопасность в социуме и на дорогах страны, подчиняется прокуратуре.

Он имеет право:

  • оказывать правовую поддержку гражданам;
  • осуществлять оперативную и розыскную деятельность;
  • задерживать подозрительных лиц;
  • требовать предъявление документов, удостоверяющих личность;
  • проводить дознание лиц;
  • составлять протокол об имеющемся правонарушении;
  • разрабатывать меры борьбы с преступлениями;
  • предупреждать правонарушения;
  • осуществлять нормативное регулирование различных вопросов;
  • осуществлять нормотворческую деятельность.

Структура МВД представлена подразделениями полиции:

  1. Государственная автомобильная инспекция.
  2. Охрана общественного порядка.
  3. ГУ личной безопасности.
  4. ГУ контроля за оборотом наркотиков.
  5. ГУ по борьбе с экстремизмом.
  6. ГУ транспорта.
  7. ГУ уголовного розыска.
  8. ГУ экономической безопасности.
  9. ГУ миграционной службы.
  10. Другие подразделения с полномочиями, возложенными правоохранительными органами.

МВД стоит на защите чести, достоинства, жизни и безопасной деятельности человека. Структура постоянно проходит уровни инновационного обновления. Это касается защиты информации, компьютерной техники и оргтехники, использования современных видов оружия, для личной защиты или задержания преступника, транспорта.

В практической деятельности используются новые средства защиты, постоянно разрабатываются способы уменьшения психоэмоциональной и физической нагрузки, совершенствуются методы работы и повышается профессионализм, в соответствии с международными стандартами.

Сотрудники полиции имеют специальное образование, несут службу, в соответствии с уставом. Все они физически и психологически подготовлены к своим обязанностям, и регулярно проходят курсы повышение квалификации.

Следственный Комитет (СК) и прокуратура

Данные правоохранительные органы имеют собственные Уставы и эмблемы, и действуют на основании установленных действующим законодательством полномочий. СК действует в России с 2011 г. Занимается данный военизированный орган уголовными делами, относящимися к тяжким, а также особенно тяжелым преступлениям.

СК делится на структуры, которые занимаются преступлениями в:

  • ВС РФ, ФСБ, МВД, Национальной Гвардии, совершенными лицами, несущими военную службу;
  • в полиции, если убийство невозможно раскрыть или имеются резонансные дела.

МВД подчиняется СК, как вышестоящему органу. Следственный комитет, в свою очередь, подчинен напрямую Президенту РФ.

СК имеет:

  • центральный аппарат;
  • территориальные следственные подразделения, и военные;
  • специальные отделы, на которые возложены специальные задачи;
  • образовательные учреждения.

Прокуратура имеет форму, эмблему и Устав. Данный правоохранительный орган осуществляет надзорную деятельность за соблюдением действующих законов органами власти, МВД, муниципальными образованиями.

Прокурор имеет право истребовать любые документы, возбуждать административные дела, передавать уголовные дела о предполагаемом или совершенном преступлении, проверять деятельность любых подконтрольных органов.

Сотрудник прокуратуры всегда присутствует во время судебных заседаний, относящихся к области Уголовного права. Ему можно пожаловаться по любому вопросу, касающемуся нарушения прав и свобод гражданина. Для прокурора характерно и участие в гражданском процессе, но только в том случае, когда речь идет о защите государственных интересов.

Структура правоохранительного органа включает в себя:

  • Генеральную прокуратуру;
  • прокуратуры субъектов РФ; городов и районов;
  • военную прокуратуру;
  • специальные отделы.

Сотрудники прокуратуры проходят квалификацию, получают чины (классы). Они находятся на государственной службе, и имеют право выйти в отставку после 20-летней службы.

Органы суда

На судебную систему возложена основная функция – это осуществление правосудия. Данная структура является независимым и самостоятельным органом, который действует в соответствии с конституционными, международными и федеральными законами.

Система включает в себя разные инстанции, которые представлены (по иерархии):

  1. Верховным судом. Ему подчиняются все территориальные и военные суды. Любые решения низших судов можно обжаловать в высшем органе, решения которого являются окончательными, немедленно подлежащими к исполнению. Данный орган занимается всеми делами, дает разъяснения, следит за деятельностью нижестоящих структур, с 2014 г. частично имеет полномочия Высшего Арбитражного суда.
  2. Конституционным судом. Это независимый орган, который наделен полномочиями самостоятельно решать любые вопросы, связанные с конституционным контролем, законотворческой деятельностью, осуществление полномочий Высшего руководства страны. Суд дает пояснения по Конституции, проверяет соответствие издаваемых нормативных актов положениям Основного Закона, решает нестандартные ситуации и проводит судебные заседания по вопросам, относящихся к их ведению.
  3. Федеральными судами общей юрисдикции.

К последней группе относятся:

  • система общего судопроизводства (субъектов, и районные);
  • мировые суды;
  • военные.

Данные органы выполняют ряд полномочий, определенных законодательством. Они решают любые вопросы, связанные с отраслями права, основываясь в своей деятельности на процессуальную практику. Судебные решения выносятся на основании Конституции, ФЗ и Кодексов (Уголовного, Семейного, Трудового, Налогового и т.д.).

Такие суды решают дела, связанные с жизнью и деятельностью человека. Круг их полномочий очень обширный. Чтобы обратиться в судебные органы, человек должен написать заявление и оплатить установленную государственную пошлину.

На руки ему выдается повестка о начале заседания, когда начинается судопроизводство.

Если решение судебного органа не устраивает, всегда можно подать апелляционный иск в инстанцию следующего уровня или кассационную жалобу в вышестоящий суд (Верховный).

Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением законности, в подведомственных судах, дает разъяснения по юридическим документам, участвует в создании корпуса судей, реализуется посредством 5 судопроизводств.

Согласно действующему законодательству, в заседаниях имеют право принимать представители из народа, которые называются заседателями.

Все судьи приносят присягу, и должны быть непредвзятыми, честными и высокоморальными людьми.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/kakovy-funkczii-sistemy-pravoohranitelnyh-organov-rf/

Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов

Что делают правоохранительные органы

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель – это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Органы внутренних дел. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. МВД.
  3. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве основных направлений деятельности можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является федеральным органом исполнительной власти. Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также Министерство внутренних дел занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. Министерство внутренних дел выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов).

Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня.

В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, – тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с системой судов. Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов оправдательных приговоров в мире.

Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства.

Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых – в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать).

Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур.

Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

Источник: https://FB.ru/article/248740/chto-takoe-pravoohranitelnyie-organyi-obschaya-harakteristika-pravoohranitelnyih-organov

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: