Аттестация детей на семейном обучении

Содержание
  1. Закон о семейном образовании
  2. Законодательная основа: где найти информацию о семейном образовании по новому закону
  3. Как перейти на семейное обучение по закону
  4. Как проводятся аттестации при семейном образовании
  5. Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном
  6. Семейное обучение — это хорошо, или плохо?
  7. Положена ли компенсация за семейное образование?
  8. Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение
  9. Многообразие форм обучения и образования
  10. Количество контрольных для всех форм обучения
  11. Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»
  12. Обучение и аттестации для детей на СО
  13. Что делать?
  14. Из ФЗ «Об образовании»:
  15. Семейное образование
  16. Экстерны
  17. Основания возникновения образовательных отношений
  18. Управление по образованию:
  19. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, проживающих в городском округе Балашиха обязаны:
  20. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:
  21. Аттестации на семейном образовании. Личный опыт
  22. 2 и 3 класс
  23. 4 и 5 класс
  24. Что дальше?
  25. Семейное обучение: как быстро оформить документы
  26. 1. Подобрать устраивающее вас школьное учреждение
  27. 2. Решить с руководством школы возможность остаться в данной школе
  28. 3. Поставить в известность органы местного самоуправления по образованию о переходе на семейную форму
  29. 4. Подать заявление директору учебного заведения,где указывается причина перехода на индивидуальную форму
  30. 5. Подписать специальный контракт со школой
  31. Приложение: учебный план
  32. Приложение: график аттестации
  33. 6. Составить, совместно с педагогами, графики прохождения аттестаций, различных консультаций, получить в библиотеке учебного заведения нужные учебники и различные методички
  34. Компенсации, предусмотренные правительством России за семейное образование

Закон о семейном образовании

Аттестация детей на семейном обучении

Как перейти на семейное обучение по закону

Как проводятся аттестации при семейном образовании

Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном

Семейное обучение — это хорошо, или плохо?

Положена ли компенсация за семейное образование?

В России есть несколько форм образования, что дает свободу выбора родителям и ученикам. Что такое семейное обучение? Такая форма образования позволяет ученику не посещать школу и не приглашать преподавателей из школы домой.

Семейное образование — это возможность посещать образовательное учреждение только для сдачи экзаменов и промежуточной аттестации, остальное время обучаться дома с родителями или репетиторами.

Такая форма может быть выбрана на постоянной основе, на год или на время прохождения определенной аттестации.

Законодательная основа: где найти информацию о семейном образовании по новому закону

Положение о семейном образовании прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи.

Подробная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. В соответствии с ним родители могут объединить несколько видов образования для ребенка. Например, он может посещать школу 2-3 раза в неделю или посещать занятия только по выбранным дисциплинам, а остальные изучать дома.

А также Вы можете ознакомиться с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 и Письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 

Как перейти на семейное обучение по закону

В законе об образовании по семейному обучению сказано, что для перехода на такую форму не требуются справки от врача или уважительные причины, достаточно желания родителей и ученика.

В соответствии с положением о семейном обучении процесс перехода сводится к следующему:

  1. Родители должны написать заявление о переходе;
  2. Сообщить в местный муниципальный орган самоуправления в сфере образования по месту жительства.

По новому закону переход на семейное обучение в школе достаточно прост, беспокоиться об этом не нужно.

Как проводятся аттестации при семейном образовании

По закону о семейном образовании промежуточную аттестацию можно сдавать как в школе, так и дома. Это обязательное условие для перехода в следующий класс, промежуточная аттестация на семейном образовании позволяет определить уровень знаний ребенка и то, насколько хорошо он успевает по школьной программе. Проверка проводится бесплатно в школе или дистанционно по договорённости.

Некоторые школы требуют сдавать такие экзамены раз в год, другие — раз в четверть, это устанавливает учебное заведение, предварительно согласовав с вами. График промежуточной аттестации учащихся на семейном обучении устанавливает школа, но вы можете изменить его как вам удобно и обязательно утвердить эти изменения с директором школы.

По закону родители могут написать заявление на изменение формы проведения промежуточной аттестации. То есть, стандартная процедура экзамена может быть заменена прохождением тестов или защитой рефератов. Возможно, так вашему ребенку проще проходить оценивание. Но это доступно только в случае, если ученик будет сдавать ее дистанционно в выбранном центре онлайн-обучения.

Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном

Дети, которые учатся по семейной форме образования, могут пройти промежуточную аттестацию экстерном в школе, училище, или ВУЗе, которое имеет соответствующую форму аккредитации. При этом ребенок может пользоваться всеми правами обучающихся по стандартной образовательной программе.

Заявление на прохождение аттестации родители подают в образовательное учреждение, которое проведет экзаменацию. Его можно написать в начале учебного года, перед экзаменом или в конце года, как удобно родителям.

Но если заявление вы напишете в конце года, то в остальное время ребенок в школе числиться не будет, а значит, не сможет пользоваться библиотекой и методическими материалами.

Если написать заявление в начале года, то ребенка зачисляют в образовательное учреждение, где он получает все права учащихся этой организации: право на участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях, право на обращение к медицинским работникам или психологу.

При проведении аттестации школа несет ответственность только за организацию экзамена, но не за качество образования. Порядок организации аттестации устанавливается каждой школой индивидуально.

Семейное обучение — это хорошо, или плохо?

Мы разобрались, чем и как регламентируется семейное образование, теперь о его преимуществах. Такая форма обучения дает возможность:

  1. Подстроить график занятий под ребенка индивидуально;
  2. Прорабатывать темы столько времени, сколько нужно;
  3. Создать комфортные для ребенка условия обучения;
  4. Создавать индивидуально расписание по способностям ученика.

Такая форма имеет множество преимуществ, но только в случае, если у вас есть достаточное количество времени, которое вы сможете уделять ребенку для регулярных занятий. Иногда родители нанимают репетиторов, которые учат детей дома, это хороший вариант для тех, кто занят на работе, но предпочитает индивидуальное обучение.

Также можно получить помощь в составлении программы от преподавателей и психологов, работающих в школе.

Положена ли компенсация за семейное образование?

Положение по семейному образованию в школе подразумевает постоянное присутствие родителей возле ребенка, они должны посвящать ученику все время. Возникает резонный вопрос: есть ли компенсация за семейное образование?

Ранее родителям предусматривалась компенсация за семейное образование, но после 2012 года выплаты делают не во всех областях.

В соответствии с новым законом, выплаты по семейному образованию делают административные области, а не государство. То есть, в регионе на уровне местной власти определяется, будут ли денежные компенсации, так как прямого указания об их необходимости в законе нет, как и нет запрета или ограничения на выплаты родителям по семейному обучению.

Прежде чем вы решите перейти на такую форму обучения, изучите положение по семейному образованию в вашей школе и оцените все преимущества и недостатки.

Если у вас остались вопросы или пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами или же просто заполните форму ниже.

Другие полезные статьи:

Возможности нашей онлайн-школы в помощь родителям

Организация онлайн-обучения

Переход на семейное образование

Источник: https://100urokov.ru/zakon-o-semejnom-obrazovanii

Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение

Аттестация детей на семейном обучении

Сейчас у детей есть множество доступных форм обучения в школе. Есть даже такие, когда в школу ходить не надо. Наш блогер Мария Осипенко поговорила со специалистом по СО Татьяной Морозовой, которая объяснила, в чём разница между семейным и заочным обучением.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Действующее законодательство об образовании, при всех его недостатках и противоречиях, предоставляет родителям и ученикам огромные возможности, которых нет во многих «прогрессивных» странах, например, во Франции или в Германии.

Самое важное — знать свои права и грамотно ими пользоваться. Председатель Московской коллегии адвокатов, специалист по семейному образованию, мама троих учеников на семейной форме обучения Татьяна Морозова рассказала, на что родителям следует обратить внимание.

Многообразие форм обучения и образования

Помимо очного обучения в школе (самый распространенный вариант), закон «Об образовании в РФ» установил такие формы, как заочное, семейное, а также допустил возможности их совмещения. Свобода выбора форм получения образования — большое преимущество как для учеников, так и для родителей.

На законодательном уровне закреплена возможность ученика не посещать школу, сдавать аттестации раз в год и тому подобные вариации. Тем не менее, в юридической практике постоянно возникают ситуации, где две стороны, родители и представители госорганов, фактически сталкиваются лбами в повседневной жизни, появляются вопросы: кто виноват и что делать?

Количество контрольных для всех форм обучения

Самый главный вопрос, который волнует родителей и детей, сколько контрольных может быть в школе и как часто. Этот вопрос — предмет договоренности школы и родителей.

Решающее слово тут за администрацией школы, правда, есть важное «но». В школе должны быть приняты локальные акты, в которых отражены все аспекты обучения на каждой из форм обучения. Сюда входят вид аттестации (тест, диктант и так далее), частота и другие нюансы. Эти документы должны быть в открытом доступе на сайте школы.

Родитель должен понимать, какую услугу окажет школа и в каком виде, прежде чем утверждать договоренности и начинать работать.

Если родителя смущают требования, предъявляемые к ребёнку в рамках аттестаций и процесса в целом, например, требования кажутся завышенными, то сначала необходимо изучить локальные акты школы.

Если их нет в открытом доступе, то школа не может предъявлять требования к ученику.

Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»

Родителям важно разобраться в форме обучения, которую они выбрали для ребёнка, поскольку она влияет на права и обязанности детей и их родителей, в частности, на взаимодействие со школами и департаментом образования.

По закону «Об образовании», ученики очной формы обучения, заочной и совмещенной, а также ученики, обучающиеся на дому по медицинским показаниям, являются учащимися. На обучение этих детей выделяется государственное финансирование, соответственно, государство через школу контролирует процесс обучения и проводит срезы знаний, иногда не связанные напрямую со школьной программой.

Учащиеся числятся учениками конкретной школы, которая имеет лицензию и чёткую образовательную программу. Школа несёт ответственность перед государством за качество обучения и процесс проведения аттестаций. Школа выбирает уровень нагрузки, частоту контроля, глубину освоения материала. Это регулируется локальными актами в рамках законодательства.

Сначала разберемся с учащимися-«очниками», поскольку здесь тоже возникает много вопросов с контрольными и аттестациями. Учащиеся не могут в отказаться от изучения школьных предметов и от обязательных государственных работ: ВПР, МЦКО, КДР и других.

Правда, можно принести документ из музыкальной школы или иной организации с лицензией о прохождении предмета там. В столице на этот счёт действует инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 01-02.49.8701/18 и Департамента культуры города Москвы от 5 сентября 2018 г. № 09.01.

9813/8-1 о порядке зачёта результатов обучающихся, получающих музыкальное и (или) художественное образование в государственных учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, при обучении в государственных образовательных организациях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Вариант «зачесть» оценку по предмету, пройденному в иной организации (общеобразовательной организации — школе, центре МЦКО и так далее), тоже допустим и не вступает в противоречие с законом. Это касается не только музыки, рисования, а всех учебных предметов.

Как следует из пункта 7 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании», право на «зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Легче всего в этом случае договориться с теми школами, в программе которых нет изучаемого предмета (например, китайский язык), а родители хотят, чтобы он входил в аттестацию.

В этом случае учащийся может аттестоваться по китайскому в другой организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности (частной или государственной школе), а «родная» школа вносит результат в аттестат.

Бывает, что учителя, предмет и программа есть, а учащийся не хочет продолжать обучение у конкретного учителя и оформляет переход на заочное обучение по предмету. Аттестацию в этой школе по этому конкретному предмету он тоже может не сдавать.

Можно сдавать предмет в иной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школы не всегда охотно соглашаются на такие варианты. Одна из причин — отсутствие информации о правомерности таких действий.

В этом случае родителям нужно донести до администрации свою позицию, ссылаясь на содержание уже упомянутого закона «Об образовании».

Ещё раз подчеркну: если частная школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то результаты экзаменов (зачётов) будут учтены в аттестате государственной школы.

Если лицензии нет, то и справки из такой школы не будут действительными для государственной школы и аттестации

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе, либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Обучение и аттестации для детей на СО

Дети на семейной форме обучения, прикреплённые к школе на период прохождения аттестаций, имеют статус экстернов.

Образовательная организация несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, но не за качество обучения.

На семейном обучении вся ответственность за качество и полноту знаний ложится на родителей, что является главным отличием от иных форм обучения детей.

Родители детей на семейном образовании имеют право участвовать в выборе аттестаций, их вида и периода. Такая возможность предоставлена Письмом Минобрнауки России от 15.11.

2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

К сожалению, у родителей, чьи дети на семейном образовании, возникает больше всего проблем с недопониманием своих прав. Начинается всё, когда в школу подают заявление о выборе для ребёнка семейной формы обучения с просьбой выдать личное дело на руки.

Личное дело могут не отдавать, мотивируя тем, что ребёнок обязан быть прикреплен к школе, невозможно ребёнка просто взять и открепить в никуда. В категоричной форме представители школы требуют справку о прикреплении к другой школе, иногда доходит до угроз обратиться в органы опеки, прокуратуру и так далее. К сожалению, такие случаи встречаются довольно часто, но они неправомерны.

Согласно закону «Об образовании», промежуточная аттестация ребёнка на семейном образовании — право, а не обязанность

Родитель может не прикреплять ребёнка к школе немедленно, это не ученик в привычном понимании. Достаточно прикрепить ребёнка только на период аттестаций. Срок, когда родителю необходимо прикрепиться, в законе не указан. Следовательно, личное дело и медкарту школа обязана отдать незамедлительно, получив заявление от родителя. Иных трактовок быть не может.

Теперь рассмотрим вопрос о проверке семей, в которых дети находятся на семейном образовании. Сам факт того, что ребёнок учится дома, без прикрепления к конкретной школе, не является основанием для проверки со стороны госорганов.

Никто не имеет права требовать отчётности по учёбе ребёнка. Злостное нарушение частной жизни, прав и свобод недопустимо и квалифицируется как превышение должностных полномочий, проявление угроз и запугивания.

За подобные действия можно привлечь как к административной ответственности, так и к уголовной (как преследование).

Что делать?

Повышать правовую грамотность, в первую очередь, у родителей. Полезно организовать централизованные сессии с заинтересованными представителями школ и госорганов, с участием юристов, адвокатов и других экспертов, реально разбирающихся в вопросах различных форм образования.

Из ФЗ «Об образовании»:

  • ученики имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
  • школы вправе реализовывать свои образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 1 ст. 13), то есть с использованием ресурсов нескольких образовательных и даже научных, культурных, спортивных, медицинских организаций, между которыми заключены соответствующие договоры (ч. 1-2 ст. 15).

Вы находитесь в разделе «Блоги».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Unsplash (Markus Spiske)

Источник: https://mel.fm/blog/navigator-semeynogoobrazovaniya/2764-eto-vashi-prava-vse-pro-semeynoye-i-zaochnoye-obucheniye

Семейное образование

Аттестация детей на семейном обучении

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие.

Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

При этом общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования (часть 2 статьи 63 Федерального закона).

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона).

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.Вместе с тем ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (часть 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона).При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно (частью 3 статьи 34 Федерального закона).

Экстерны

Экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (статья 33 Федерального закона).

Экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона.

В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основания возникновения образовательных отношений

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным, в целях обеспечения получения несовершеннолетними начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования вне образовательной организации в форме семейного образования

Управление по образованию:

  1. Ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня, и проживающих на территории городского округа Балашиха;
  2. Рекомендует родителям (законным представителям) образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации несовершеннолетнего, получающего общее образование в форме семейного обучения.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего, проживающих в городском округе Балашиха обязаны:

  1. Уведомить в письменной форме Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха о выборе формы получения образования;
  2. Обратиться в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, с заявлением о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации;
  3. Обеспечивать целенаправленную организацию деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:

  1. Издать распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации;
  2. Определить порядок прохождения аттестации с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала;
  3. Создавать условия в процессе прохождения аттестации по социализации экстернов, их интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательной организации;
  4. Обеспечить обучающихся по образовательным программам в форме семейного образования учебниками и учебными пособиями;
  5. Организовать при необходимости предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;
  6. Если экстерн не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность, зачислить обучающегося в образовательную организацию для продолжения обучения (часть 10 статьи 58 Федерального закона).

Источник: https://obrazovanie-balashiha.edumsko.ru/activities/semja

Аттестации на семейном образовании. Личный опыт

Аттестация детей на семейном обучении

Искусство учиться

Аттестации на семейном образовании. Личный опыт

12 июля 2018 7 311 просмотров

Лейла Сазонтова

Так уж повелось, что последние три года я периодически пишу о своем опыте семейного образования. Сказать честно, даже не думала, что так произойдет. Я просто забрала своего сына из школы, потому что так было правильнее в тот момент.

Это был чистой воды эксперимент. О нем и написала в первый раз. Спустя год эксперимент продолжался: уж очень успешным он был. И об этом я написала еще раз.

А потом начала делиться разными историями от тех, кто тоже выбрал путь хоумскулинга.

За эти три года мой сын Лев сдал на семейном образовании второй, третий и четвертый классы. Пятый тоже не подходе — до сентября мы его закончим. Думаю, пора рассказать не только о том, как проходит учебный процесс. Сегодня речь пойдет об аттестациях.

2 и 3 класс

Первые два учебных года сын аттестовывался лично в средней школе в нашем городе. Это был отличный старт для хоумскулинга. Раз в четверть мы приходили, чтобы сдать контрольные и проверочные работы по всем предметам. Одни предметы сдавались письменно, другие — устно.

Диктанты по русскому языку, контрольные по математике и зачёты по французскому (школа была с углубленным изучением иностранного языка) сын писал со всем классом, к которому был условно прикреплен. По рисованию и трудам приносили заранее подготовленные работы. По физкультуре сдавали нормативы.

А музыку ставили «автоматом», поскольку ребёнок учился в музыкальной школе.

Плюсы такой аттестации: все принципиально просто. Предметы нужно сдавать темами по небольшим блокам (то, что класс успел пройти за четверть).

Минусы: нет возможности двигаться в своём темпе. Некоторые предметы приходилось сдавать второпях, например, на переменах, когда кругом бегали и галдели других дети. Это все создавало серьёзный стресс и в общем-то не стоило всех усилий, что были приложены для перехода на семейное образование.

4 и 5 класс

Именно из-за того минуса, что я указала выше, решили искать другой вариант. Во-первых, мы часто путешествуем.

А во-вторых, одной из целей, которые мы преследовали, выбирая хоумскулинг, была жизнь в своём ритме.

По моим ощущениям, родители вместе с ребёнком могут сами почувствовать, опережать ли существующую учебную программу или чуть замедлиться и позволить любимому чаду отстать от ровесников.

Подумав немного, мы отправили документы в частную школу в Санкт-Петербурге, которая работает с семейниками и принимает у них аттестации дистанционно. Нас приняли, сын после подготовки начал сдавать аттестации. Как итог — за один календарный год пройдено два класса.

На семейном образовании очень важна возможность двигаться в своем темпе. Источник фото

Плюсы такого подхода очевидны: аттестации можно сдавать когда угодно и двигаться в любом удобном темпе. В нашем случае все зачёты были в виде тестов, по одному за курс класса.

То есть в четвертом классе только единожды сдаётся русский язык, литература, математика и так далее. К предмету возвращаются только в следующем учебном году.

А ещё нет привязки к месту, можно путешествовать и свободно заниматься своими делами.

Минусы здесь тоже есть. Поначалу мы обманулись, подумав, что исключение человеческого фактора — отличный способ преодолеть возможные недоразумения. Не тут-то было! Тесты, как оказалось, составлены весьма сомнительно.

Порой мы сами находили в них ошибки, но обращения на форум не всегда означают то, что просьба будет услышана.

И дело даже не в том, что оценки снижались из-за чужих ошибок (тесты проверяются автоматически), а в том, что за свои же деньги мы получали нулевую клиентоориентированность.

Что дальше?

6 класс с большой долей вероятности мы будем прикрепляться на аттестации в частную школу в нашем городе. Это средний вариант между двумя уже испробованными. С одной стороны мы получаем возможность сдавать аттестации в комфортных условиях и в удобном ритме (один предмет за курс всего класса).

А с другой, здесь есть прямой контакт с учителем — вместо бездушных тестов.

Да и не придётся быть первопроходцами, как это было в первой школе, где мы постоянно объясняли все тонкости хоумскулинга учителям и завучу, которые столкнулись с этим впервые: в новой школе прием аттестаций от детей на семейном образовании поставлен на поток и весь процесс отлажен.

Хоумскулинг похож на дорогу с бесконечным количеством развилок. Каждый раз надо делать выбор. Источник фото

Могу ли я быть уверенной, что это наш окончательный выбор? Конечно, нет. В отличие от школы, где все понятно и стандартизированно, семейное образование — это почти всегда квест.

Любой выбор несёт за собой новые и новые последствия, открытия и возможности. При этом любой выбор априори правильный.

И индивидуальный: то, что отлично подходит для одной семьи, будет крахом свободного образования для другой.

И в завершении я, конечно, должна ответить на самый популярный вопрос: «Вернетесь ли вы в школу?». Я не знаю. Да, даже спустя четыре учебных года на семейном образовании. Хочу оставить свободу выбора за сыном. А он пока не стремится в школу.

Обложка поста: pixabay

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/12/attestacii-na-semejnom-obrazovanii-lichnyj-opyt/

Семейное обучение: как быстро оформить документы

Аттестация детей на семейном обучении

В прошедшем году около ста тысяч школьников в РФ не посетили школы, потому, что их родители избрали иные формы образования. Число таких учеников увеличивается почти в два раза в год (по исследованиям EdCrunch).

Одна из популярнейших замен школьному обучению — семейная образовательная форма. Государство приняло документы о семейном образовании.

При желании пойти по этому пути, необходимо узнать, как перевести ребенка на семейное обучение и заполнить необходимые нормативные документы в наступившем 2020 г., ознакомиться с законом управляющим этим процессом.

Что означает принятие документа об учебе в форме семейного обучения? В законе No 273-ФЗ «Об образовании» указано, что перевод ученика на семейный тип обучения, разрешается на каком угодно этапе образовательного процесса, по заявлению родителей (а так же от самого ученика проходящего обучение в старших классах). Сделать это очень легко. Необходимо выполнить несложные действия, но они очень важны.

Семейное обучение: как оформить документы в 2020 году.

1. Подобрать устраивающее вас школьное учреждение

Этот шаг необходим для оформления в школе, для сдачи там экзаменов. Родители могут сами решить, какой аттестат об образовании будет у их ребенка — обыкновенной, или с уклоном на различные предметы. Обучающимся экстерном в любом случае, придется сдавать экзамены, которую проходят ученики этого учебного заведения.

Ребенок, обучавшийся в домашних условиях, получит аттестат, такой, что получат и другие дети, выпускающиеся из этого учебного заведения, а по какой форме вы обучались в документе не указывается.

2. Решить с руководством школы возможность остаться в данной школе

Необходимо будет выяснить, прописана ли в уставных документах организации интересующая вас форма обучения – семейная. Помимо этого, уточните, имеются ли в школе такие же ученики. Конечно, быть первому всегда приятно, лучше конечно, если работники школы будут знать и грамотно решать любые спорные ситуации, возникающие в процессе учебы.

Отношения между учеником, его законными представителями и школой при семейном образовании, если эти отношения строятся для соблюдения и защиты прав несовершеннолетнего, могут осуществляться только на договорной основе.

В договоре должны быть указаны обязанности и права обеих сторон образовательного процесса, определены конкретные сроки сдачи экзаменов, установлены формы защиты (реферат, тест, собеседование, контрольная работа).

Это контракт, в котором указаны существенные для трех сторон условия. Если школа не желает заключать такой договор, а в нем оговорены абсолютно все важные главные моменты, нет смысла сдавать экзамены.

Некоторые существенные оговорки оформляются приложением к контракту. К примеру, формы проверки знаний желательно оформить приложением к договору. Какие-то существенные условия могут быть оформлены приложением к договору. Например, формы проверок можно оформить приложением к договору.

3. Поставить в известность органы местного самоуправления по образованию о переходе на семейную форму

Заполнить два экземпляра такого документа, подойти с ним в департамент для работы со специалистами. Один из экземпляров зарегистрировать и оставить у себя, другой — передать чиновникам.

4. Подать заявление директору учебного заведения,где указывается причина перехода на индивидуальную форму

К заявлению, прикладываются такие документы: удостоверение личности папы или мамы ученика, или удостоверения выданное опекуну над ребенком, свидетельство о рождении ученика, его фото 3х4. Другие документы можно не предоставлять.

Но в реальности такие требования встречаются не часто. Обычно достаточно заполнить заявление одним из родителей / опекунов ученика. Согласие второго родителя не требуется.

5. Подписать специальный контракт со школой

В него должны быть внесены сведения о необходимых консультациях, правилах совместной работы родителей, школы и ребенка, а также все данные о различных необходимых контрольных и экзаменах ученика.

Приложение: учебный план

Примерный учебный план выглядит так (здесь указано все необходимое):

Составить такой документ для ученика, находящегося на семейной форме обучения — очень предусмотрительно. Это намного облегчает сам процесс познания, и дает понять, на каком этапе находится ваш ребенок в данный момент. Много ли материала нужно усвоить да начала аттестации.

Учебный план составляется администрацией школы. Но из-за загруженности и не особой заинтересованности, этот процесс может затянуться. Если есть желание ускорить процесс, самостоятельно подготовьте такой план и принесите на проверку и доработку в администрацию.

Приложение: график аттестации

Примерный график можете посмотреть здесь, педагоги учебного заведения составят вам такой график.

Различают следующие: текущая, промежуточная, а также итоговая.

Текущая проверка знаний учеников, получающих указанное образование, может не проводиться.

Пройти промежуточную или государственную аттестацию ребенок, учащийся в 9 и 11 классах может на основании поданного заявления от родителей, в таком случае он оформляется экстерном.

Написать заявление о прохождении аттестации законные представители, или родители учеников имеют право по своему усмотрению:

• прямо перед прохождением экзаменов;

• по окончании учебного года;

• единый раз за время всего обучения — перед итоговой аттестацией.

Если подать заявление прямо перед проведением промежуточной аттестации или по окончанию учебного года, тогда в остальное время ученик не числиться в школе.

При написании заявления в начале учебного периода, ребенок имеет право пользоваться учебниками в библиотеке школы, справки о прохождении обучения, и выплаты, если таковые предусмотрены муниципальными органами власти.

В таком случае проведение промежуточной формы для учеников семейного обучения включается в муниципальное задание, и учебное заведение получит на это финансирование.

При сдаче экстерном и получения на ней неудовлетворительной оценки, и имея академическую задолженность, не пытается ликвидировать ее, то его обучение будет продолжено в образовательном заведении.

Много хоумскулеров предпочитают постоянно проходить промежуточный контроль знаний. Ведь так гораздо легче следить за успеваемостью, а ученик получает необходимый опыт сдачи экзаменов.

Чтобы проводить контрольные проверки ученика по форме семейного обучения надо прикрепиться к лицензированному и аккредитованному учебному заведению. Однако не спешите делать свой выбор. Необходимо внимательно изучить, регламентацию процесса и частоты контроля во многом зависит от локальных документов каждой школы.

6. Составить, совместно с педагогами, графики прохождения аттестаций, различных консультаций, получить в библиотеке учебного заведения нужные учебники и различные методички

При выборе семейного типа обучения взрослые берут на себя обязательство по подготовке ребенка к всем контрольным работам, всевозможным зачетам и положенных экзаменов. Если возникнут неразрешимые проблемы, можно будет обратиться к педагогам школы, в обязанность которых входит оказание всесторонней помощи.

Если родителям самостоятельно не удастся обучить необходимой программе ребенка, учебное заведение имеет право расторгнуть заключенный контракт, и ребенок вернется в свой класс.

Компенсации, предусмотренные правительством России за семейное образование

Для обучения каждого ученика государственный бюджет ежегодно выделяет деньги. Учебные заведения по мере надобности закупают на них учебные пособия, выплачивают зарплату учителям и прочее. При семейнике желательно, чтобы деньги выдавались родителям, так-как они несут все организационные затраты.

До конца 2012 г. компенсация за семейный способ обучения была установлена на уровне федерации. В настоящей редакции закона «Об образовании» выплаты компенсаций разрешены, но оплачивать ее или нет, решают сами субъекты РФ. Проект документа о семейном образовании постоянно корректируется.

О праве выплачивать компенсации затрат родителям, привилегия регионов. Это является правом, а не обязанностью.Сейчас семейникам можно рассчитывать лишь на бесплатные учебники и другую литературу от школы.

Источник: https://nello.ru/domashnee-obuchenie/semejnoe-obuchenie-kak-bystro-oformit-dokumenty/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: